МАКС-2005: ГЛОНАСС переоснащается

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия
Экспозиция авиасалона МАКС-2005, проходящего в подмосковном Жуковском, показала, что в России активно ведутся широкомасштабные работы по восстановлению спутникового сегмента национальной навигационной системы.

Спутниковая группировка отечественной навигационной системы ГЛОНАСС начинает комплектоваться новыми аппаратами «Глонасс-М». Уже в 2010 г. им на смену придут более совершенные негерметичные спутники «Глонасс-К» со существенно большим сроком активного существования. К 2008–2009 гг. российская спутниковая навигационная система будет укомплектована 18 орбитальными аппаратами, что позволит обеспечить ее круглосуточную работу, а к 2010 г. число спутников в системе достигнет расчетных 24.

В настоящее время в России завершены летно-космические испытания спутника новой серии «Глонасс-М». «В настоящий момент заполнение орбитальной группировки будет производиться навигационным спутником „Глонасс-М“ со сроком активного существования 7 лет, что значительно больше, чем у спутников предыдущей серии», — сообщил CNews Геннадий Петренко, ведущий инженер ФГУП "НПО прикладной механики им. М. Ф. Решетнева". Спутник массой 1415 кг может выводиться на орбиту, как одиночными, так и групповыми запусками — по три аппарата.

"С 2005–2006 гг. начинается отработка следующей модели — «Глонасс-К», макет которой представлен на МАКС-2005, — продолжает Геннадий Петренко. — Это — негерметичная модель с повышенным до 10 лет сроком активного существования и меньшей массой, около 700 кг, что в два раза меньше, чем у «Глонасс-М». Орбита будет та же — круговая высотой 19140 км. Навигационные спутники этой серии будут выводиться на орбиту либо одиночными запусками ракетой-носителем «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат», либо по шесть аппаратов в одном пакете — ракетой-носителем «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М». Кроме того, их выведение на орбиту возможно с помощью индийского носителя GSLV. Так, в 2004 г. в Москве было подписано соглашение с Индией о запуске двух навигационных спутников в 2006–2008 гг.

Аппараты «Глонасс-К» будут создаваться на базе более прогрессивной негерметичной платформы, что, по словам специалистов, предъявляет повышенные требования к аппаратуре и элементной базе, которой предстоит работать в условиях открытого космоса. «Возможно, какие-то из используемых элементов будут зарубежными, но, поскольку навигационная система российская, она должна в основном работать на наших элементах, на наших приборах», — подчеркнул Геннадий Петренко.

Развертывание системы ГЛОНАСС осуществляется по Федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система», рассчитанной на период 2001–2010 гг. В соответствии с ней НПО ПМ создает навигационные спутники двух новых серий «Глонасс-М» и «Глонасс-К». Для бесперебойной работы навигационной системы минимально необходимое количество — 18 спутников на орбите, что будет достигнуто к 2008–2009 гг. Но оптимальная комплектация, с учетом резервных спутников, составляет 24 аппарата. Согласно программе развертывания, спутниковая группировка выйдет на такие рубежи к 2010 г. При этом точность определения местоположения пользователей системы достигнет 1–5 м, как у GPS.

#gallery#
С 1 января 2006 г. все вновь вводимые в эксплуатацию транспортные средства, включая самолеты, суда, наземный транспорт, геодезическое оборудование и космические аппараты, — должны в обязательном порядке оснащаться аппаратурой спутниковой навигации отечественной системы ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС/GPS. Согласно постановлению правительства РФ от 9 июня 2009 г. приемниками ГЛОНАСС должны быть оборудованы находящиеся в эксплуатации транспортные средства. По мнению представителей «Роскосмоса», эти меры являются разумными и призваны защитить отечественный рынок пользовательской аппаратуры глобальной спутниковой навигации. С другой стороны, эти системы в первую очередь направлены на решение задач национальной безопасности, поскольку глобальная спутниковая навигационная система играет важнейшую роль в обеспечении применения высокоточного оружия дальнего радиуса действия. Вместе с тем, будущее системы ГЛОНАСС предстает далеко не в безоблачном свете.

Опасения вызывает отсутствие на рынке конкурентоспособных отечественных приемников ГЛОНАСС, что еще раз подтвердила экспозиция МАКС-2005, а также конкретных планов развертывания ее массового производства. Отсутствуют планы создания национальной спутниковой подсистемы повышения точности ГЛОНАСС, аналогичной уже существующим системам: европейской EGNOS и североамериканской WAAS. Но самое главное — в России по-прежнему не решен вопрос отмены архаичных и обессмысливающих саму идею создания навигационной системы законодательных норм, устанавливающих предельную точность определения ее пользователями своего местоположения. Без этого шага современная геопространственная культура в России останется лишь благим пожеланием.