Спецпроекты

Кризис ударил по рекламе, устоял лишь интернет

Интернет Интернет-реклама
Мировой финансовый кризис окажет негативное влияние на индустрию рекламы и замедлит темпы роста рекламных рынков во всех странах. Единственный сегмент, который окажется непотопляемым в сложившихся условиях – это интернет-реклама: в 2009 г. в России ее объем вырастет на 75%, считают аналитики ZenithOptimedia.

Международное агентство ZenithOptimedia в своем октябрьском отчете рапортует о снижении прогнозов относительно темпов развития рекламного рынка как в мире в целом, так и в России в частности. Против ожидавшегося увеличения российского рынка на 25% в 2008 г. исследователи агентства прогнозируют только 22,3% рост - до 279,7 млрд руб. В 2009-м прирост составит 19,3% - до 333,6 млрд руб.

В ZenithOptimedia отмечают, что основная причина корректировки прогнозов – мировой финансовый кризис. Плюс к этому для снижения темпов развития рынка есть и объективная причина – отрасль близка к насыщению, и скорость ее развития будет снижаться год за годом.

Единственный сегмент, который по-прежнему вызывает оптимизм у исследователей из ZenithOptimedia – это интернет. Глобальная сеть стала единственным каналом распространения информации, относительно которого не был понижен предыдущий прогноз: 75% роста в 2008 г.

Если объем рекламы в других медиа в дальнейшем будет расти по прогнозам ZenithOptimedia равномерно на 10-15% в год, то сегмент интернет-рекламы сохранит значительно более высокие темпы роста. В 2010 г. он вырастет в 2,5 раза по отношению к 2008 г. и составит порядка 25 млрд руб. «Это обусловлено постоянным развитием инфраструктуры интернета. Постепенно отвоевывая аудиторию у традиционных СМИ, он становится одним из основных каналов коммуникации, который позволяет точечно работать с целевыми аудиториями», - говорится в отчете.

Объем рекламы в средствах ее распространения (млн руб.)

2006 2007 2008 2009 2010
Телевидение 85 900 112 500 142 900 175 500 209 700
Печатные СМИ 44 600 51 900 59 000 65 400 72 100
Радио 12 500 15 700 18 000 20 200 22 400
Наружная реклама 33 100 40 400 46 500 52 500 57 500
Интернет 2 900 5 800 10 150 16 100 25 200
Прочие носители 1 800 2 400 3 100 3 850 4 750
ИТОГО 180 800 228 700 279 650 333 550 391,650

Источник: ZenithOptimedia

Эти прогнозы подтверждаются и данными исследований J'son&Partners: несмотря на то, что темпы роста это агентство предсказывает более скромные, интернет по сравнению с другими медиа все равно идет на пол корпуса вперед.

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (%)

2006 2007 2008 2009 2010
Телевидение 30.0% 31.0% 27.0% 22.8% 19.5%
Печатные СМИ 13.0% 16.4% 13.7% 10.8% 10.2%
Радио 47.1% 25.6% 14.6% 12.2% 10.9%
Наружная реклама 25.0% 22.1% 15.1% 12.9% 9.5%
Интернет 60.0% 100.0% 75.0% 58.6% 56.5%
Прочие носители 44.0% 33.3% 29.2% 24.2% 23.4%
ИТОГО 27.1% 26.5% 22.3% 19.3% 17.4%

Источник: ZenithOptimedia

Так, по данным J'son&Partners, рекламный рынок России вырастет в 2009 г. на 19,7%, в 2010 по сравнению с 2009 - на 15,5%. В 2009 г. сегмент ТВ-рекламы вырастет на 21,4%, радио на 16,2%, пресса на 15,8%, наружка - на 11,8%. Сегмент интернет-рекламы продемонстрирует максимальные темпы – 44,3%. Самым быстрорастущим сегментом, по мнению аналитиков J&P, будет интерактивная реклама – к 2012 г. ее объем увеличится более чем в 10 раз.

Участники рынка интернет-рекламы, опрошенные CNews, говорят, что не наблюдают снижения темпов его роста. "Даже в условиях кризиса люди продолжают искать и покупать нужные им товары и услуги, в том числе и в интернете, - говорит Алексей Амилющенко, главный аналитик "Яндекса". - Контекстная реклама для них - возможность быстро найти то, что нужно. Для рекламодателя же это постоянный приток клиентов. Поэтому сокращать бюджеты на такой инструмент неразумно". По мнению Алексея Басова, генерального директора компании "Бегун", устойчивость отрасли интернет-рекламы к кризису связана с тем, что эта индустрия обслуживает преимущественно внутренний рынок, а именно потребительский и B2B-сектора.

В общемировом масштабе Интернет окажется также наиболее жизнеспособным каналом распространения рекламы: рекламные бюджеты находятся под давлением кризиса, а эффективность рекламы в сети измерить проще всего. ZenithOptimedia полагает, что с 2007 по 2010 г. это направление будет расти в среднем на 23% в год, и увеличит свою долю в общемировых расходах на рекламу с 8.6% в 2007-м до 13.8% в 2010. Газеты, журналы, телевидение и радио сдают свои позиции интернету, и самые тяжелые потери несет пресса. Кроме того, в России из-за перенасыщения рынка будет особенно страдать наружная реклама, уверены аналитики.



Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Стратегия месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»