Каждый десятый клиент банков в России не знает, подключен ли он к интернет-банку

мобильная версия
, Текст: Мария Милюхина
Мобильный банкинг становится все более популярным в мире, свидетельствуют данные нового исследования. CNews выяснил, как развивается рынок мобильных платежей в России, и какие операции клиенты банков предпочитают осуществлять с помощью смартфонов.

69% пользователей совершали какую-либо банковскую операцию с мобильного телефона, а 66% — мобильные платежи. Такие данные приводит Mobile Ecosystem Forum (MEF) в отчете о состоянии глобального рынка мобильных денег в 2015 г. (MEF Global Mobile Money Report 2015). Аналитики опросили 15 тыс. респондентов из 15 стран. Среди них — Бразилия, Китай, Индонезия, Индия, Мексика, США, Германия и др. Россия в выборку не вошла.

Согласно отчету, активность банковских пользователей, совершающих какие-либо операции с помощью мобильных телефонов с 2011 г. по 2014 г. выросла на 12%. Чаще всего со своих смартфонов клиенты банков проверяют баланс (28%), оплачивают счета или покупку мобильных приложений (по 20%), осуществляют переводы между своими счетами (18%) или переводят кому-то деньги (16%).

В России число пользователей банковских интернет-услуг также растет. Количество пользователей мобильного банкинга для частных лиц в нашей стране за последний год увеличилось на 58%, подсчитали аналитики агентства Markswebb Rank & Report. Сегодня 48% (17 млн) интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в крупных городах, пользуются мобильным банкингом для частных лиц. При этом 75% клиентов мобильного банкинга пользуются только одним банковским мобильным приложением, 18% — работают с мобильными приложениями двух банков.

«В нашей стране рынок мобильного банкинга стремительно развивается, причем в этом секторе мы опережаем даже западные банки, — говорит руководитель дирекции электронного бизнеса «МДМ Банка» Дмитрий Каштанов. — К примеру, количество клиентов, которые пользуются нашим мобильным банком, увеличилось более чем в 2,5 раза, а динамика подключений выросла в 1,5 раза. Через мобильный банк в этом году было совершено 8% банковских операций. Для сравнения, в прошлом году этот показатель равнялся 3%».

Динамика роста банковских мобильных операций

Источник: MEF Global Mobile Money Report 2015

Банковские онлайн-сервисы набирают популярность и среди российских предпринимателей, замечает директор по электронному бизнесу СМБ «Промсвязьбанка» Иван Паткин. Они во многом упрощают бизнесменам ведение коммерческой деятельности. «В «Промсвязьбанке» порядка 93% новых клиентов подключают услугу интернет- либо мобильного банкинга. В первом квартале 2015 года порядка 73% активных клиентов малого и среднего бизнеса пользовались интернет-банком. За год количество клиентов, подключенных к мобильному или интернет-банку, увеличилось на 12%», — рассказывает Паткин.

«Существуют три основные категории пользователей мобильного банка для бизнеса: собственник бизнеса, финансовый директор или менеджер и бухгалтер. Мобильный банк разрабатывается в основном под первые два сегмента (собственников и финансовых менеджеров), поскольку он дает руководителям мобильность — они могут просматривать счета и выписки, подтверждать платежи, находясь вне офиса», — считает директор по маркетингу департамента малого и среднего бизнеса «Пробизнесбанка» Алексей Захаров.

Мобильный банк сегодня соперничает по популярности с интернет-банком. По данным исследования «РосИндекс», опубликованного Synovate Comcon, в I квартале 2015 г., количество клиентов интернет-банка составило 29% от числа россиян-пользователей банковских услуг и продуктов. Вместе с тем до 17% выросла и доля неактивных пользователей сервиса, которые подключены, но не обращаются к нему. Более того, каждый 10-й пользователь банковских услуг вовсе не знает, подключен ли у него интернет-банк.

Так, в «Тинькофф Банке» CNews рассказали, что интернет-банком пользуются более 30% клиентов, и около 40% из них являются активными пользователями услуги. Однако определенная доля клиентов предпочитает исключительно мобильный банк — за последний год их количество выросло вдвое. 60% пользователей банковского мобильного приложения совершают с его помощью операцию хотя бы раз в месяц.

Поддерживая тренд, мобильные банки наращивают свою функциональность и стремятся упростить процесс совершения операций, замечает член совета директоров «Европлан Банка» Александр Михайлов. «Как пример — появление функции денежных переводов в мобильном банке по номеру телефона получателя. Теперь не нужно постоянно уточнять информацию, которую никто не помнит наизусть, — все реквизиты можно найти в своей телефонной книжке. Еще один тренд — использование мобильного банка на смежных с телефоном устройствах», — говорит Михайлов.

Таблица: Топ-5 мобильных банков России

Позиция в рейтинге iPhone Смартфоны на Android Windows Phone iPad Планшеты на Android
1 Тинькофф Банк Тинькофф Банк Тинькофф Банк Авангард Райффайзенбанк
2 Промсвязьбанк Уралсиб Уралсиб Уралсиб Авангард
3 Сбербанк Связной Банк ВТБ24 Сбербанк Интерактивный Банк
4 Уралсиб Сбербанк Сбербанк ВТБ24 и Интерактивный Банк ФК Открытие
5 Связной Банк Промсвязьбанк МИнБанк Альфа-Банк Пробизнесбанк

Источник: Markswebb Rank & Report, 2015

На дальнейшее развитие мобильного банкинга отчасти может повлиять замедление темпов роста банковского сектора в целом, однако сервис по-прежнему будет интересен для большинства клиентов, прокомментировал CNews положение в отрасли аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. «Мобильный банкинг является одним из наиболее быстро растущих сегментов банковского рынка. По некоторым оценкам в 2014 г. он составил около i15 млрд, а по итогам 2015 г. приблизится к отметке в i17–18 млрд», — отметил эксперт.