«Касперский»: рост хороший, но кризисный

Безопасность Бизнес Госрегулирование Новости поставщиков
мобильная версия
, Текст: Владислав Мещеряков
На фоне мирового кризиса «Лаборатория Касперского» в прошлом году показала в России 80% рост продаж.

В отличие от прошлого марта, когда «Лаборатория Касперского» рассказывала об итогах 2007 г. в ресторане Ritz-Carlton с видом за кремлевскую стену, на этот раз оглашение прошлогодних результатов компании происходило в маленьком ресторанчике, орнаментированном под московскую коммунальную кухню хрущевских времен. В этом был символизм: в 2008 г. рост выручки «Лаборатории» в России составил 80% против 165% в 2007 г. Глобальные продажи компании по собственным неаудированным данным компании выросли в прошлом году на 78%, составив $361 млн в ценах вендора.

Российские продажи компании выразились в $65 млн ($35 млн годом ранее). Выручку на родном рынке руководство офиса EEMEA «Лаборатории» считает неплохой, объясняя падение темпов своего роста девальвацией рубля. «Если бы не прошла девальвация, рост был бы трехзначным и близким к 2007 г., а это был уникальный год», — сказал CNews управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах Закавказья Сергей Земков. Он проговорился, что прирост продаж резко сократился во II полугодии 2008 г., сменив значение «с трехзначного на двузначное».

Примечательно, что прошлый год стал для «Касперского» временем активности в ритейле, где продажи увеличились на 150%. Годом ранее напротив самым растущим сегментом был корпоративный, и управляющий директор «Лаборатории» в регионе EEMEA Гарри Кондаков называл главным драйвером роста продаж в России «переход на легальное положение пользователей из среднего и малого бизнеса». В 2008 г. увеличение выручки в бизнес-сегменте составило только 45%, и теперь в структуре продаж пользовательские продукты почти сравнялись с корпоративными решениями, заполнив, соответственно, 48% и 52% объема продаж.

Показатели прибыли за прошлый год «Лаборатория Касперского» не раскрыла.

«Лаборатория Касперского», неаудированная выручка в 2008 г.

Регион Выручка, $ млн Рост к 2007 г.
Европа 184 67%
EEMEA 91 95%
Америка 60 90%
Азиатско-тихоокеанский регион 24 69%
Всего: 361 78%
Россия (входит в EEMEA) 65 80%

Источник: «Лаборатория Касперского»

Говоря о перспективах наступившего года, Гарри Кондаков говорит, что «сногсшибательного роста в 2009 г. ждать не приходится», но, судя по его первым двум месяцам, иметь место он все же будет.

«Скорее всего, в этом году часть домашних пользователей антивирусов вернется от легальных продуктов к бесплатным или даже к пиратским копиям», — не исключает Сергей Земков. Поэтому, по его словам, в 2009 г. в российской антивирусной индустрии несколько уменьшится значение розницы и возрастет роль государственных и крупных корпоративных заказчиков.

По его словам, есть обстоятельство, играющее на руку «Касперскому» на рынке госструктур и крупных компаний. Для работы с данными, составляющими государственную тайну, программные продукты должны иметь сертификат ФСБ об отсутствии недекларированных возможностей.

Из числа антивирусных средств, продающихся в России, помимо продуктов «Касперского» такой сертификат сумели получить только Dr.Web и Vba32 — детище белорусского разработчика «Вирусблокада».