«Касперский» и Eset поспорили о размере

Безопасность Бизнес Софт Новости поставщиков
мобильная версия
, Текст: Надежда Генина
Портал Anti-Malware.ru обнародовал статистику по российскому рынку антивирусной защиты. С результатами исследования категорически не согласны в компании Eset (3-й крупнейший игрок, по данным Anti-Malware). А в «Лаборатории Касперского» (№1 в рейтинге), где, как оказалось, работает аналитиком основатель Anti-Malware.ru, эти оценки называют вполне правдоподобными.

Портал Anti-Malware.ru представил новое исследование российского рынка антивирусной защиты в 2007 году. Лидером рынка с долей в 47% названа «Лаборатория Касперского», на втором месте — Symantec с 19-процентной долей, на третьем месте — Eset с 14% рынка. Все данные объемов продаж представлены в ценах для конечных пользователей и отображают реальные затраты потребителей на продукты того или иного вендора. При этом итоговые суммы превышают реальные доходы компаний-производителей или их дистрибьюторов на территории России на величину наценки каналов продаж.

По прогнозам Anti-Malware, в 2008 г. в России ожидаются изменения в пятерке лидеров рынка антивирусной защиты. Компания Eset должна сохранить очень высокие темпы роста, хотя и не такие, как в 2007 г., и опередить по объему продаж компанию Symantec. Остальные представители лидирующей пятерки должны сохранить свои позиции. Кроме этого, «Доктор Веб» должна обойти Trend Micro в борьбе за четвертую позицию на рынке.

Anti-Malware также дает оценки потенциала роста каждого из вендоров. «Очень высокий» потенциал (на уровне 90–100%) был присвоен Eset, «Лаборатории Касперского», «Доктору Вебу», Sophos и новому игроку Agnitum. «Умеренно высокий» статус из-за ряда ограничивающих рост факторов получили Symantec, дистрибьютор Trend Micro — ЗАО «АПЛ», McAfee, Panda Security и BitDefender.

1 | 2 |

Объемы продаж различных вендоров и их доли на антивирусном рынке России (в ценах конечных пользователей) за 2007 г. Источник: Anti-Malware.ru, июль 2008 г.

Портал Anti-Malware.ru известен на рынке не только своей аналитикой, но и благодаря достаточно громкому конфликту между Eset/Leta IT-company и основателем Anti-Malware Сергеем Ильиным. Почти криминальные подробности их взаимоотношений стали достоянием общественности весной этого года. Ильин заявил в форуме Anti-Malware.ru о разрыве всех отношений с Eset и Leta IT-company якобы из-за того, что последние открыто пропагандируют его принадлежность к «Лаборатории Касперского». Тогда же стало известно, что под псевдонимом Сергея Ильина скрывается Илья Шабанов, который действительно является сотрудником «Лаборатории Касперского». Сам Шабанов признает этот факт, заявляя, что работал (или работает) в качестве приглашенного эксперта на «Лабораторию Касперского» и «Алатус». «Это давно уже ни для кого не секрет, и всем, кроме Eset, на это наплевать», — рассказал Илья Шабанов корреспонденту CNews. По его словам, деятельность Anti-Malware.ru никак не пересекается с тем, что он делал для данных компаний.

"Я считаю, что отношение игроков рынка к цифрам Anti-Malware абсолютно не изменилось после того, как стало известно, что его основатель Сергей Ильин — на самом деле сотрудник «Лаборатории Касперского» Илья Шабанов, — подтверждает Алексей Доля, директор по развитию бизнеса Perimetrix. — Во-первых, в узких кругах это уже давно было известно и ни для кого не стало сюрпризом. Во-вторых, Anti-Malware публикует достаточно правдоподобные цифры по антивирусному рынку, которые соответствуют не только нашему представлению о долях основных игроков и распределении сил на рынке, но и более достоверным данным таких авторитетных источников, как IDC. Таким образом, несмотря на свою основную работу, Сергей Ильин действовал вполне в рамках деловой этики".

Объем продаж основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2006–2007 гг.

  Объем продаж, млн. долл., 2006  Объем продаж, млн. долл., 2007  Рост 2006–2007
«Лаборатория Касперского» 24,9 60,2 141,8%
Symantec 19 24,5 28,9%
Eset 4,7 18,3 289,4%
Trend Micro 7,2 8,6 19,4%
«Доктор Веб» 6,3 8,4 33,3%
McAfee 2,1 3,2 52,4%
Panda Security 1,7 2,0 17,6%
Sophos 1,2 1,6 33,3%
F-Secure N/A* 1,3 N/A
Другие производители 1,5 5,0 200,0%
Весь рынок 67,1  126,8  89%

* — Продукция F-Secure официально не продавалась в России.

Источник: Anti-Malware.ru, июль 2008 г.

У «Касперского» признают, что Илья Шабанов действительно работает в «Лаборатории» (аналитиком), однако ангажированность его ресурса и какое-либо участие в проекте со своей стороны отрицают. Как говорят в «Лаборатории Касперского», Anti-Malware.ru — частный проект Шабанова, и никакой финансовой или иной поддержки компания ему не оказывает. В то же время, среди партнеров Anti-Malware.ru — Symantec, Aladdin и «ВирусБлокАда».

В Eset свое негативное отношение к аналитике Anti-Malware не скрывают, с результатами исследования категорически не согласны, а применяемую Anti-Malware методику оценки называют во многом субъективной и ошибочной. «Совершенно не понятно, на каком основании авторы исследования занизили цифры оборота, официально опубликованные в СМИ компаниями „Лаборатория Касперского“ и Eset, что существенно повлияло на расклад долей рынка, — рассказал в интервью CNews Андрей Албитов, глава российского представительства Eset. — В частности, „Лаборатория Касперского“, подводя итоги года, говорила об обороте в $62 млн. в ценах конечных пользователей, Eset — о $22,5 млн. по СНГ (из них более $20 млн. приходится на Россию). Очевидно, что авторы, не утруждая себя объяснением причин, ставят официальные обороты вендоров под сомнение. Отметим, что из примерно дюжины вендоров только двое — „Лаборатория Касперского“ и Eset — официально озвучивают свои обороты. Оценка показателей остальных компаний будет по определению субъективной — можно говорить об обороте менее $1 млн. или $3–5 млн., пытаться оценить диапазон, не более, поэтому попытки авторов дать цифры по оборотам миноритарных игроков веса финальным выкладкам не добавляют».

В «Лаборатории Касперского» дают куда более положительную оценку исследований Anti-Malware. По словам Олега Гудилина, руководителя отдела стратегического маркетинга «Лаборатории», методика, применяемая Anti-Malware для оценки антивирусного рынка, в принципе, сходна со стандартными методиками IDC и Gartner: итоговые результаты получаются путем верификации экспертами Anti-Malware открытых данных о продажах и цифр, полученных от вендоров и их партнеров. Серьезное отличие от западной практики — то, что Anti-Malware оценивает рынок в деньгах конечных пользователей. «Поскольку партнерская скидка у всех вендоров разная, из оценки Anti-Malware не совсем понятно, сколько реально каждый вендор получил от продажи своих продуктов, а сколько досталось партнерам, — говорит Гудилин. — Мы надеемся, что аналитика портала будет прогрессировать, и в дальнейшем мы увидим сразу две оценки: в вендорских деньгах и в деньгах, затраченных конечными пользователями».

Потенциал роста и позиции основных игроков на 2008 год (прогноз)

Производитель Потенциал роста Позиция на рынке по итогам 2008 года
«Лаборатория Касперского» Очень высокий 1
Symantec Умеренно высокий
Eset Очень высокий
Trend Micro Умеренно высокий
«Доктор Веб» Очень высокий 4
McAfee Умеренно высокий
Panda Security Умеренно высокий 8
Sophos Очень высокий
Microsoft Умеренно высокий 9
Bitdefender Умеренно высокий 12
F-Secure Очень высокий 11 
Agnitum Очень высокий 10 

Источник: Anti-Malware.ru, июль 2008 г.

Как объясняет сам Шабанов, официально объявленный оборот «Лаборатории Касперского» в исследовании был занижен, так как он был указан для всей линейки продуктов, в том числе и антиспам-направления. Продажи последнего аналитическим путем были отняты. А официальные цифры Eset даны для всего СНГ (кроме Украины), и это тоже надо было учесть. Кроме того, Шабанов сверял полученный показатель с другими источниками, включая дистрибьюторов и интеграторов. Что касается других вендоров, то при подсчетах их оборотов также использовались различные источники. «Оценки по таким компаниям, как McAfee, Panda, Sophos и т.д., достаточно точно отражают реальное положение дел, — говорит Илья Шабанов. — Естественно, погрешность может быть, так как наш рынок пока сильно закрыт».

В то же время, в «Лаборатории» считают, что Anti-Malware несколько занижает объемы рынка в ценах конечных пользователей. «Нам видится, что оценка рынка $135 млн. более точно отражает ситуацию, — продолжает Гудилин. — Что касается нашей доли и темпов роста, то они примерно соответствуют действительности, хотя и наши показатели мы оцениваем несколько выше. В целом оценка Anti-Malware по нашей доле рынка близка к оценке IDC, которая оценивает нашу долю на рынке антивирусной и контентной фильтрации в 45,3%. Но напомню, что IDC оценивает рынок в вендорских деньгах». Категорически не согласны в «Лаборатории Касперского» с тем, что рынок не насыщен и у вновь выходящих на рынок компаний есть по-прежнему высокие шансы «урвать кусок пирога». По словам Гудилина, один из основных драйверов роста рынка — снижение уровня пиратства — дальше не будет идти нынешними темпами, и рынок замедлится. Кроме того, конкуренция очень высока, и порог выхода на рынок существенно выше, чем несколько лет назад.