Портал Anti-Malware.ru обнародовал статистику по российскому рынку антивирусной защиты. С результатами исследования категорически не согласны в компании Eset (3-й крупнейший игрок, по данным Anti-Malware). А в «Лаборатории Касперского» (№1 в рейтинге), где, как оказалось, работает аналитиком основатель Anti-Malware.ru, эти оценки называют вполне правдоподобными.
Портал Anti-Malware.ru представил новое исследование российского рынка антивирусной защиты в 2007 году. Лидером рынка с долей в 47% названа «Лаборатория Касперского», на втором месте Symantec с 19-процентной долей, на третьем месте Eset с 14% рынка. Все данные объемов продаж представлены в ценах для конечных пользователей и отображают реальные затраты потребителей на продукты того или иного вендора. При этом итоговые суммы превышают реальные доходы компаний-производителей или их дистрибьюторов на территории России на величину наценки каналов продаж.
По прогнозам Anti-Malware, в 2008 г. в России ожидаются изменения в пятерке лидеров рынка антивирусной защиты. Компания Eset должна сохранить очень высокие темпы роста, хотя и не такие, как в 2007 г., и опередить по объему продаж компанию Symantec. Остальные представители лидирующей пятерки должны сохранить свои позиции. Кроме этого, «Доктор Веб» должна обойти Trend Micro в борьбе за четвертую позицию на рынке.
Anti-Malware также дает оценки потенциала роста каждого из вендоров. «Очень высокий» потенциал (на уровне 90100%) был присвоен Eset, «Лаборатории Касперского», «Доктору Вебу», Sophos и новому игроку Agnitum. «Умеренно высокий» статус из-за ряда ограничивающих рост факторов получили Symantec, дистрибьютор Trend Micro ЗАО «АПЛ», McAfee, Panda Security и BitDefender.
Портал Anti-Malware.ru известен на рынке не только своей аналитикой, но и благодаря достаточно громкому конфликту между Eset/Leta IT-company и основателем Anti-MalwareСергеем Ильиным. Почти криминальные подробности их взаимоотношений стали достоянием общественности весной этого года. Ильин заявил в форуме Anti-Malware.ru о разрыве всех отношений с Eset и Leta IT-company якобы из-за того, что последние открыто пропагандируют его принадлежность к «Лаборатории Касперского». Тогда же стало известно, что под псевдонимом Сергея Ильина скрывается Илья Шабанов, который действительно является сотрудником «Лаборатории Касперского». Сам Шабанов признает этот факт, заявляя, что работал (или работает) в качестве приглашенного эксперта на «Лабораторию Касперского» и «Алатус». «Это давно уже ни для кого не секрет, и всем, кроме Eset, на это наплевать», рассказал Илья Шабанов корреспонденту CNews. По его словам, деятельность Anti-Malware.ru никак не пересекается с тем, что он делал для данных компаний.
"Я считаю, что отношение игроков рынка к цифрам Anti-Malware абсолютно не изменилось после того, как стало известно, что его основатель Сергей Ильин на самом деле сотрудник «Лаборатории Касперского» Илья Шабанов, подтверждает Алексей Доля, директор по развитию бизнеса Perimetrix. Во-первых, в узких кругах это уже давно было известно и ни для кого не стало сюрпризом. Во-вторых, Anti-Malware публикует достаточно правдоподобные цифры по антивирусному рынку, которые соответствуют не только нашему представлению о долях основных игроков и распределении сил на рынке, но и более достоверным данным таких авторитетных источников, как IDC. Таким образом, несмотря на свою основную работу, Сергей Ильин действовал вполне в рамках деловой этики".
Объем продаж основных участников рынка антивирусной защиты в России в 20062007 гг.
* Продукция F-Secure официально не продавалась в России.
Источник: Anti-Malware.ru, июль 2008 г.
У «Касперского» признают, что Илья Шабанов действительно работает в «Лаборатории» (аналитиком), однако ангажированность его ресурса и какое-либо участие в проекте со своей стороны отрицают. Как говорят в «Лаборатории Касперского», Anti-Malware.ru частный проект Шабанова, и никакой финансовой или иной поддержки компания ему не оказывает. В то же время, среди партнеров Anti-Malware.ru Symantec, Aladdin и «ВирусБлокАда».
В Eset свое негативное отношение к аналитике Anti-Malware не скрывают, с результатами исследования категорически не согласны, а применяемую Anti-Malware методику оценки называют во многом субъективной и ошибочной. «Совершенно не понятно, на каком основании авторы исследования занизили цифры оборота, официально опубликованные в СМИ компаниями „Лаборатория Касперского“ и Eset, что существенно повлияло на расклад долей рынка, рассказал в интервью CNews Андрей Албитов, глава российского представительства Eset. В частности, „Лаборатория Касперского“, подводя итоги года, говорила об обороте в $62 млн. в ценах конечных пользователей, Eset о $22,5 млн. по СНГ (из них более $20 млн. приходится на Россию). Очевидно, что авторы, не утруждая себя объяснением причин, ставят официальные обороты вендоров под сомнение. Отметим, что из примерно дюжины вендоров только двое „Лаборатория Касперского“ и Eset официально озвучивают свои обороты. Оценка показателей остальных компаний будет по определению субъективной можно говорить об обороте менее $1 млн. или $35 млн., пытаться оценить диапазон, не более, поэтому попытки авторов дать цифры по оборотам миноритарных игроков веса финальным выкладкам не добавляют».
В «Лаборатории Касперского» дают куда более положительную оценку исследований Anti-Malware. По словам Олега Гудилина, руководителя отдела стратегического маркетинга «Лаборатории», методика, применяемая Anti-Malware для оценки антивирусного рынка, в принципе, сходна со стандартными методиками IDC и Gartner: итоговые результаты получаются путем верификации экспертами Anti-Malwareоткрытых данных о продажах и цифр, полученных от вендоров и их партнеров. Серьезное отличие от западной практики то, что Anti-Malware оценивает рынок в деньгах конечных пользователей. «Поскольку партнерская скидка у всех вендоров разная, из оценки Anti-Malware не совсем понятно, сколько реально каждый вендор получил от продажи своих продуктов, а сколько досталось партнерам, говорит Гудилин. Мы надеемся, что аналитика портала будет прогрессировать, и в дальнейшем мы увидим сразу две оценки: в вендорских деньгах и в деньгах, затраченных конечными пользователями».
Потенциал роста и позиции основных игроков на 2008 год (прогноз)
Как объясняет сам Шабанов, официально объявленный оборот «Лаборатории Касперского» в исследовании был занижен, так как он был указан для всей линейки продуктов, в том числе и антиспам-направления. Продажи последнего аналитическим путем были отняты. А официальные цифры Eset даны для всего СНГ (кроме Украины), и это тоже надо было учесть. Кроме того, Шабанов сверял полученный показатель с другими источниками, включая дистрибьюторов и интеграторов. Что касается других вендоров, то при подсчетах их оборотов также использовались различные источники. «Оценки по таким компаниям, как McAfee, Panda, Sophos и т.д., достаточно точно отражают реальное положение дел, говорит Илья Шабанов. Естественно, погрешность может быть, так как наш рынок пока сильно закрыт».
В то же время, в «Лаборатории» считают, что Anti-Malware несколько занижает объемы рынка в ценах конечных пользователей. «Нам видится, что оценка рынка $135 млн. более точно отражает ситуацию, продолжает Гудилин. Что касается нашей доли и темпов роста, то они примерно соответствуют действительности, хотя и наши показатели мы оцениваем несколько выше. В целом оценка Anti-Malware по нашей доле рынка близка к оценке IDC, которая оценивает нашу долю на рынке антивирусной и контентной фильтрации в 45,3%. Но напомню, что IDC оценивает рынок в вендорских деньгах». Категорически не согласны в «Лаборатории Касперского» с тем, что рынок не насыщен и у вновь выходящих на рынок компаний есть по-прежнему высокие шансы «урвать кусок пирога». По словам Гудилина, один из основных драйверов роста рынка снижение уровня пиратства дальше не будет идти нынешними темпами, и рынок замедлится. Кроме того, конкуренция очень высока, и порог выхода на рынок существенно выше, чем несколько лет назад.