К российским речевым технологиям получат доступ иностранцы

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения Внедрения
мобильная версия
, Текст: Даниил Иванов
«Центр речевых технологий» внедрил в свою разработку по распознаванию слитной русской речи систему общения для контакт-центров, что сделало решение в целом пригодным к выходу на рынок. Одновременно с этим стало известно, что один из совладельцев компании «Центр речевых технологий» — инвестиционный фонд Qadriga Capital — ведет переговоры о продаже своей 35%-ной доли в ЦРТ. В качестве наиболее вероятных потенциальных покупателей называются Nokia и Nuance Communications.

Разработанное в ЦРТ решение Voice Navigator — первая подобная система, созданная специально для русского языка. Navigator способен задавать звонящему вопросы и понимать его ответы, в зависимости от которых принимает решение о дальнейшей маршрутизации звонка.

Демонстрация возможностей Voice Navigator прошла в режиме реального времени на выставке «Call Center World. Russia/CIS — 2008». Акустическая словарная база системы рассчитана на мужчин и женщин он 18 до 65 лет — именно они являются основными клиентами call-центров. Лингвист Виктор Бочаров считает, что российскому рынку IVR-решений (Interactive Voice Response, системы интерактивного речевого ответа — CNews) необходим толчок для развития. Таким толчком вполне могли бы быть технологии ЦРТ. Для их подключения к уже приобретенным компаниями решениям и оборудованию разработки ЦРТ должны соответствовать стандартам W3C и IETF (то есть VoiceXML, SSML, MRCP, и др.). В ЦРТ сообщили CNews, что к лету будет полностью реализована платформа, поддерживающая MRCP v2.0 и VoiceXML, включая запись, синтез, распознавание и верификацию речи.

Фигуранты рынка обработки вызовов говорят о многих факторах, способных повлиять на успех разработки. «Если стоимость проекта, в которой участвует система распознавания речи, дороже, чем проект с живым оператором, то он, на мой взгляд, будет не совсем интересен для конечного заказчика. Да и живой оператор во многих IVR-услугах предпочтительнее для клиента», — полагает Василий Моисеев, директор по развитию компании «Северо-Западное ИнфоМедиа», предоставляющей услуги центра обработки вызовов (ЦОВ). Перспективность разработки ЦРТ и заинтересованность в ней, в частности, клиентов его компании будет зависеть от желания клиентов пользоваться таким сервисом, от надежности работы системы и стоимости для конечного заказчика услуг, а, следовательно, и для ЦОВ, который должен внедрить систему на своем оборудовании, рассказал он CNews.


Эксперт: «В большинстве случаев живой оператор для клиента предпочтительнее»"

Одновременно с объявлением о внедрении Voice Navigator появилась информация, что один из совладельцев компании «Центр речевых технологий» — фонд прямых инвестиций Quadriga Capital — собирается продать свою долю в ЦРТ, которая составляет 35%. «Наше желание продать долю в ЦРТ является откликом на предложения по его покупке. У нас нет необходимости продать ее как можно скорее, поэтому сделка будет совершена, когда появится оптимальное предложение», — сообщила CNews менеджер по связям с инвесторами Ирина Баутиста.

Хотя в Quadriga Capital отказались называть компании, с которыми ведутся переговоры, и возможную сумму сделки, CNews сообщили, что с 2003 г. обороты ЦРТ выросли в 10 раз, и в фонде этим результатом очень довольны. По информации от источников CNews, выручка ЦРТ в 2007 г. составила $12,5 млн., а EBITDA — $3,1 млн. По оценкам аналитиков, в 2003 году фонд приобрел свою долю в ЦРТ за сумму от $1 до $3 млн.

Софтверные компании оцениваются обычно в 3–4 выручки или 10 EBITDA, говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын, поэтому ЦРТ может стоить $35-$40 млн. Сергей Карпов, управляющий партнер инвестиционного бутика ValueTech, с которым сотрудничает ЦРТ, отказался называть компании, с которыми ведутся переговоры, отметив лишь, что «со стороны западных компаний присутствует понимание стратегической важности речевых технологий, в то время как российские потенциальные инвесторы такого понимания не проявляют, ориентируясь лишь на величину текущей прибыли». Карпов сообщил CNews, что объем рынка речевых технологий в 2007 г. в России оценивается в $70 млн., мировой — в $1,8 млрд., при этом к 2010 г. ожидается рост в России до $250 млн., а в мире — до $3,2 млрд.

По мнению Леонида Делицына основными покупателями доли в ЦРТ могут быть компании-производители телефонов, такие, как Nokia, Sony Ericsson, Samsung и др. Это обусловлено тем, что они, как правило, разрабатывают не только телефоны, но и другие решения для телекома, да и в самих мобильниках присутствует функция голосового набора. «Инвестиции живут не вечно, и вполне понятно желание Quadriga Capital продать свою долю, так как стоимость ЦРТ за последнее время значительно выросла. Последние три года в нашей компании рост оборота составляет 60% в год, роль речевых технологий растет, и так как на российском рынке наша компания является лидером, то неудивительно, что она вызывает интерес со стороны потенциальных инвесторов, к сожалению, в большинстве своем пока западных», — заявил генеральный директор ЦРТ Михаил Хитров.