Индия завоевывает космический рынок

Наука
мобильная версия
Индия стремительно воцаряется на рынке космических технологий и услуг. Заработав на космических программах только в прошлом году 3 млрд. рупий, она не намерена останавливаться на достигнутом. Новая цель – захватить в ближайшие пять лет 10% рынка выведения полезной нагрузки в космическое пространство.

Как заявил руководитель индийского космического агентства ISRO Шри Г. Мадхаван Найр (Shri G. Madhavan Nair), он ожидает роста объемов продаж индийских продуктов и услуг на этом рынке на 25%, «поскольку нашим важнейшим преимуществом является ценовая конкурентоспособность нашей космической программы».

«Спутник, который мы только что вывели на орбиту, обошелся нам только в 3,8 млрд. рупий, в то время как в США это обошлось бы в 15 млрд. рупий, - отметил г-н Мадхаван Найр, имея в виду только что выведенный на орбиту и уже приступивший к работе Cartosat-1. - В то же время европейский и российский рынки буквально наводнены ракетами-носителями – в основном, конверсионными. Так что это действительно непростая задача, и мы должны полагаться на наше ценовое преимущество».

Как сообщает SpaceDaily, особое внимание индийские специалисты уделяют своей весьма удачной и прибыльной программе дистанционного зондирования Земли из космоса. Потребителями снимков Земли из космоса, сделанных индийскими аппаратами, являются Бразилия, Чили, Южная Африка, Россия, Германия – и даже США. Демонстрируя первые снимки, полученные аппаратом Cartosat-1, г-н Мадхаван Найр отметил, что их пространственное разрешение достигает 1 метра – что сравнимо с разрешением лучших на сегодня коммерчески доступных снимков, получаемых американскими аппаратами Iconos (1 м) и QuickBird (около 0,6 м). Индия планирует развить успех, запустив в ближайшие годы целую серию спутников различного назначения. На 2007 – 2008 годы намечен запуск зонда для исследования Луны Chandrayan-1.

«Наша ракета-носитель PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle), продемонстрировавшую свою надежность в ходе восьми удачных пусков, в начале следующего года выведет на орбиту европейский спутник Agile, - отметил руководитель индийского космического агентства. – Он станет полноценным коммерческим пуском, осуществленным с помощью отечественного носителя».

PSLV - не единственная индийская ракета-носитель. ISRO разработала также GSLV (Geostationary Satellite Launch Vehicle) - носитель, предназначенный для выведения полезной нагрузки на геостационарную орбиту. В то время как PSLV способен вывести на низкую полярную орбиту полезную нагрузку свыше 1 тонны, GSLV сможет выводить на геосинхронную орбиту почти 2,5 тонны. Обе ракеты позволяют Индии решать широкий круг наиболее востребованных на рынке задач по выведению спутников на орбиту.

Попытки вскочить в уходящий поезд предпринимаются и в России. Как сообщает NewsRu, официальный представитель Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева Александр Бобринев заявил, что центр ведет разработку недорогой и доступной любым потребителям системы дистанционного зондирования Земли из космоса. «Новая орбитальная группировка будет создана в ближайшие годы с помощью разработанного в ГКНПЦ семейства малых спутников дистанционного зондирования Земли», - сказал он.

«Созданные на базе унифицированной космической платформы «Яхта» спутники «Монитор-Э», «Монитор-И», «Монитор-С», «Монитор-О» оснащены различной оптико-электронной аппаратурой, а «Монитор-Р» - радиолокационными системами», - отметил Бобринев. К примеру, на 750-килограммовом «Мониторе-Э» установлены две камеры с разрешением 8 и 20 метров. По мнению специалистов, создание группировки быстро окупится, так как в России существует широкий класс потребителей регионального уровня, включая строительные, транспортные, сельскохозяйственные и туристические организации, которые нуждаются в недорогих и  простых способах получения информации о Земле из космоса.

#gallery#
К сожалению, недорогой в России – еще не значит доступный. Закрытость наиболее востребованных на рынке космических снимков высокого разрешения для простых потребителей и архаичность законодательства в этой области ограничивает круг возможных потребителей и сферы применения этой продукции, а тем самым – и шансы российской космонавтики на возрождение.