Разделы

Телеком Беспроводная связь Инфраструктура Мобильная связь

Чего мы ждем от Минкомсвязи: Телекоммуникации

Эксперты агентства CNews Analytics определили задачи, которые, на их взгляд, должны войти в число приоритетных в работе новой команды Минкомсвязи. Полная версия материала, опубликованного в новом номере журнала CNews, включает приоритеты рынка связи, отрасли информационных технологий и государственной информатизации. В данной статье мы публикуем часть материала, посвященную телекоммуникациям.

«Бесплатное» сохранение номера при смене оператора не нужно

Минкомсвязи следует осторожно относиться к введению в России принципа переносимости мобильного номера (MNP). Как показывает опыт других стран, интерес к возможности сохранить номер при смене мобильного оператора проявляют лишь несколько процентов пользователей. В то же время оператор, выдавший номера, продолжает нести расходы по обслуживанию абонентов, ушедших от него к конкурентам. Кроме того, в случае введения MNP все сотовые операторы будут вынуждены «сбрасываться» на содержание общероссийского реестра перенесенных номеров.

Нельзя допустить повторения ситуация с отменой платы за входящие звонки, когда расходы меньшей части пользователей, были возложены на всех абонентов сотовой связи. В этой связи представляется правильным отказ от первоначального постулата, выдвинутого Дмитрием Медведевым, о бесплатности механизма MNP для абонента.

Немаловажной является и техническая схема функционирования звонков абонентов, сменивших оператора с сохранением номеров. Если «большая тройка» - «Вымпелком», МТС и «Мегафон» - получит монополию на пропуск таких звонков, то это создаст угрозу для региональных операторов. Необходимо открыть пропуск трафика через транзитных операторов, в роли которых готовы выступить МТТ или «Ростелеком».

Если в итоге от транзитных операторов будет решено отказаться, следует ввести госрегулирование тарифов на пропуск соответствующего трафика, иначе «большая тройка» сможет выставить региональным операторам заградительные цены и усилить давление на них.

После решения всех вопросов с MNP целесообразно рассмотреть вопрос о введении аналогичного механизма в сетях фиксированной связи, а также возможности сохранять номер при переходе от фиксированного оператора к сотовому.

Минкомсвязи должно обеспечить условия, при которых выиграет большинство абонентов. В то же время, регулятор должен учитывать и интересы компаний-операторов. Соблюсти этот баланс министерство сможет, работая в постоянном диалоге с заинтересованными сторонами.

Умная оптимизация, а не отмена внутрисетевого роуминга

Минкомсвязи также следует осторожно смотреть и на другую популярную тему — отмену внутрисетевого роуминга. В отличие от международного роуминга, цены на звонки внутри сети при поездках по России не выглядят заградительными. Ввиду слабой мобильности российского населения отмена роуминговых надбавок порадует меньшую часть абонентов, при этом свои потери сотовые операторы неизбежно компенсируют за счет остальных абонентов. В этой связи представляется логичным последнее заявление министра связи Николая Никифорова о том, что во внутрисетевом роуминге останется междугородняя составляющая, а роуминговая надбавка исчезнет лишь при совершении местных звонков в гостевом регионе (т.е. дополнительная плата будет взыматься при совершении звонков в другой город, но не будет при нахождении абонента в гостевом городе, если он звонит на местные номера).

Как вариант, можно рассмотреть вопрос об отмене внутрисетевого роуминга внутри макрорегионов: это под силу сотовым операторам и покроет значительную часть потребностей пользователей.

Кардинально сократить уровень мошенничества в сфере мобильного контента

Реализовать инициативы предыдущего руководителя Роскомнадзора Сергея Ситникова по снижению уровня мошенничества в данной сфере. Разрешить операторам предоставлять платные контент-услуги только тем абонентам, которые заранее и в явном виде выразили желание их получать. Необходимо обеспечить обязательное информирование абонентов о стоимости контент-услуги перед ее заказом. Эти предложения до сих пор не были услышаны в Минкомсвязи. Между тем сотовые операторы, вопреки своим публичным заявлениям, фактически не ведут борьбы с мошенниками, поскольку значительная часть доходов от их деятельности уходит операторам в виде комиссий.

Добиться принятия закона о сотовом интерконнекте

Минкомсвязи стоит задуматься об идее регулирования цен на пропуск трафика тремя крупнейшими сотовыми операторами. «Большая тройка» повысила цены на интерконнект в 2006 г., создав таким образом серьезные проблемы конкурентам - «Скай Линку» и региональным операторам. Законопроект о сотовом интерконнекте впервые появился тогда же, но до сих пор не был рассмотрен.

Ввести принцип «технологической нейтральности»

Ввести принцип «технологической нейтральности», позволяющий оператору самостоятельно выбирать технологию для использования на выделенных ему частотах. До сих пор этот принцип работал в ручном режиме. Отдельным операторам разрешали менять технологию, например, «Скай Линк» получил разрешение на использование выделенных ему под технологию CDMA частот в диапазоне 2,1 ГГц на технологию UMTS, а «Скартел» смог перейти с WiMAX на LTE. В то же время, например, принадлежащий АФК «Система» MMDS-оператор «Космос-ТВ» не смог использовать имевшиеся у него частоты для LTE. Необходимо, чтобы условия реализации технологической нейтральности были прозрачными и одинаковыми для всех участников рынка. Актуальность этого принципа будет только возрастать, в том числе в связи с особенностями перехода к следующей технологии сотовой связи - LTE Advanced, позволяющей оператору объединять разрозненные участки частот в различных диапазонах.

Ввести принцип «сетевого нейтралитета»: одинаковая плата за любой интернет-трафик

Ввиду роста объема интернет-трафика операторы все чаще задумываются о введении дифференцированной тарификации различных типов интернет-трафика. Такой подход может позволить провайдерам контролировать контент и негативно скажется на развитии интернета.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Оптимизировать методику оплаты радиочастотного спектра

Скорректировать введенную с начала 2012 г. методику оплаты радиочастотного спектра. Сейчас плата взимается за каждое радиоэлектронное средство, из-за чего чем больше оператор установит базовых станций, тем больше приходится платить. Особенно из-за такого подхода пострадал «Вымпелком», который построил в Москве большое число WiFi-хот-спотов и получил за это радиочастотный счет на несколько сот миллионов долларов. Кроме того, нынешний подход не позволяет вводить повышенные тарифы для тех операторов, которые не используют выделенные им частоты (соответствующее предложение недавно выдвинул глава Роскомнадзора Александр Жаров). Представляется логичным переход к принципу, когда плата взимается за ширину выделенного оператору радиочастотного спектра.

Обеспечить распределение частот через аукционы

Принципы распределения радиочастот должны быть более прозрачными. Пример дружественной Минобороны компании «Основа Телеком», которая получила частоты в диапазоне 2,3 ГГц вне каких-либо конкурсных процедур, является возмутительным. Также и сами конкурсы вызывают сомнения в своей объективности. Для примера можно вспомнить историю, когда практически все региональные WiMAX-конкурсы в 2010 г. выиграл «Ростелеком», а условия региональных GSM-конкурсов в 2011 г. в последний момент были скорректированы под «Вымпелком» и МТС. Наиболее прозрачным подходом к проведению тендеров будет выставление частот на аукционы.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Обеспечить прозрачные условия доступа в канализацию монополистов

Необходимо создать прозрачные условия для доступа альтернативных операторов в канализацию таких монополистов, как МГТС и «Ростелеком». Без этого ни в коем случае нельзя требовать от операторов сворачивания воздушных линий связи, как это пытался делать Николай Никифоров в Татарстане.

Соответствующий законопроект был разработан еще несколько лет назад, но против выступило прежнее руководство Минкомсвязи, поскольку это угрожало интересам «Ростелекома». Если монополисты все-таки будут делиться своей инфраструктурой с альтернативными операторами, это, помимо прочего, позволит избавить улицы российских городов от многочисленных кабелей, протянутых между крышами домов.

Позволить абоненту выбирать оператора местной, а не дальней связи

Минкомсвязи следует пересмотреть принципы реформы дальней связи, произошедшей в 2005-6 гг. Прямой доступ к абонентам, который получили операторы дальней связи, оказался мало востребованным: борьбу с «Ростелекомом» на этом «фронте» ведет лишь МТТ. Да и самим абонентам не очень интересна возможность выбирать оператора для международных и междугородних звонков. Более логичным представляется переход к системе, когда абонент выбирает только оператора местной связи, а тот уже договаривается с операторами дальней связи.

Отрегулировать IP-телефонию

Минкомсвязи следует решить вопрос с IP-телефонией: запрет, введенный на работу соответствующих операторов в середине 2000-х гг., привел к прекращению деятельности карточных операторов, тогда как компании, обеспечивающие услуги звонков с компьютера на телефон (Skype, Sipnet и др), продолжают работать вне правового поля. Запретить такие сервисы невозможно, требовать от них соблюдать все те правила, что предъявляются к традиционным операторам - нереально. Как вариант, можно рассматривать введение отдельного типа лицензий на IP-телефонию с возможностью выхода на телефонные сети общего пользования. Потребителю это принесет дополнительные возможности - например, Skype сможет предлагать российские номера в сервисе Skype In. Сейчас возможность привязывать к Skype-аккаунту телефонные номера своей страны есть во многих странах, но не в России. Государство получит возможность в целях безопасности запрашивать доступ к переговорам определенных абонентов Skype (так называемый СОРМ).

Реформировать механизм универсального обслуживания

Сейчас все телекоммуникационные операторы вынуждены отдавать 1,2% от своей выручки в фонд универсального обслуживания, из которого финансируется установка таксофонов и пунктов коллективного доступа в интернет по всей стране. Однако услуга таксофонов является невостребованной, тем более что универсальные точки устанавливали даже в тех регионах, где они всегда были (например, в Москве). Более логичным представляется расходование средств универсального обслуживания на точечное строительство телекоммуникационной инфраструктуры в труднодоступных местах.

Акционировать и частично приватизировать «Почту России»

В последнее время к работе монополиста все больше нареканий: «Почта» не справляется с нагрузками, вызванными, в том числе, бумом интернет-торговли. Уже много лет обсуждается вопрос об акционировании и приватизации «Почты России», но соответствующий законопроект «завис» из-за согласований между различными ведомствами. Из-за этого был заморожен и амбициозный проект создания «Почтового банка», который оказывал бы весь спектр финансовых услуг с использованием широкой филиальной сети почты. Полная приватизация «Почты» не представляется разумной, т.к. предприятие выполняет целый ряд социальных функций. Тем не менее, привлечение частных инвесторов с сохранением контроля у государства поможет компании значительно повысить эффективность управления.