Разделы

Документооборот

Конференция AIIM: каким быть рынку ECM?

Сегодня, 20 марта, открылась конференция Ассоциации по вопросам Управления Информацией и Изображениями (Association for Information and Image Management, AIIM) в Сан-Франциско, на которой собрались эксперты по управлению контентом, чтобы обсудить вопросы дальнейшего развития отрасли. Каковы же основные тренды мирового и российского ECM-рынка?

"Изменяется сама суть управления информацией. Изменяется контент. Социальные, мобильные и локальные технологии трансформируют процессы и открывают огромные возможности — и огромные риски", - говорит Джон Манчини, президент AIIM.

Основные тренды ИТ-индустрии — мобильность и социализация – оказывают огромное влияние на дальнейшую судьбу ECM. Это явление далеко не однозначно: с одной стороны, ключевые вендоры ECM-платформ приветствуют применение мобильных и социальных технологий в бизнесе и включают новые функции в свои продукты. С другой стороны, пользователи все чаще задают резонный вопрос: "Почему корпоративные ECM-системы столь сложны и неудобны в использовании? Почему он не могут быть просты и доступны, как Facebook? Разве кому-то требуется изучать, например, инструкцию по пользованию Google?".

Да, конечно, корпоративные ECM-системы позволяют работать в защищенной среде, но требования информационной безопасности не могут быть единственным аргументом при обосновании немалых бюджетов на внедрение ECM, пользователи ждут также и функциональности на достойном уровне.

Опыт первых попыток вендоров ECM стать "социальными" уже показал, что простое клонирование популярных сервисов по типу "мы сделали Facebook для корпораций" не дает результата. Такая же неопределенность царит и в области мобильных решений: все говорят об этом, однако целостного предложения для мобильных ECM на рынке пока нет.

Как ответит на эти вызовы индустрия ECM? Каким образом ей надлежит трансформироваться, чтобы соответствовать нынешним потребностям бизнеса? Повлияют ли эти мировые тренды на динамику развития российского рынка СЭД?

По мнению Вадима Ипатова, заместителя генерального директора по развитию бизнеса компании "ИнтерТраст", сложность ЕСМ/СЭД является присущим им свойством по двум причинам. Во-первых, это большое разнообразие функций, которыми хочется оснастить систему. Во-вторых, данные продукты не имеют целью облегчить жизнь пользователю. Они предназначены для выполнения по большей части неприятных обязанностей.

Но при этом всем хотелось бы, чтобы нужная информация находила нас в нужном месте и нужном контексте. И чтобы с нужными людьми в нужное время можно было быстро и легко взаимодействовать посредством правильной информации. Поэтому, наверное, одной из ключевых задач ЕСМ/СЭД является сокращение усилий, направленных на извлечение и учет ценной информации и упрощение предоставления доступа к ней.

Социальные и мобильные технологии могут способствовать этому при условии, что где-то рядом будет управление документами, деловой информацией, которая с их помощью создается".

Сергей Курьянов, директор по развитию бизнеса компании "ДоксВижн" также поделился своим мнением с CNews. По его словам, многие аспекты "социальности" ECM (в частности, простота) надуманны. Никогда обрабатывающий центр с ЧПУ не будет так же прост в эксплуатации, как молоток. Суть не в сложности самой по себе, а в ненужной сложности, когда пользователю подается инструмент, функциональность которого в данной ситуации использования избыточна на 99%. Выходом из этого является не "социализация", а кейс-менеджмент.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

"Мобильность – более четкое требование. Но мобильные платформы (смартфоны и планшеты) на сегодня создаются как потребительские инструменты, у них высокое удобство, но низкая защищенность, интегрируемость и управляемость в корпоративной экстрасети. Это "детская болезнь" нового форм-фактора. С появлением планшетов и смартфонов на Windows 8 она начнет потихоньку излечиваться", - полагает эксперт

Александр Бейдер, директор по развитию компании "ТерраЛинк", также присоединился к дискуссии: "Почему ECM-системы сложны и неудобны? Потому что если разработать универсальную ЕСМ, которая будет пригодна для использования любым пользователем с любой ролью в бизнес-процессе, такая система будет максимально примитивна, и тогда пользователи спросят: а зачем она нам нужна, такая глупая система?".

"Почему клонирование популярных сервисов не дает результата?" – задает вопрос г-н Бейдер. И сам же отвечает: "Потому что бизнес-задачи отличаются от задач домашнего использования. А вот встраивание отдельных возможностей, таких как "лента новостей", дает самый положительный результат, потому что пользователи начинают работать в более дружелюбной и знакомой среде.

Почему пользователи не получают желаемую функциональность? С одной стороны, им нужна самая простая система. С другой – требуется функциональность на достойном уровне. Это вопрос выбора правильного интерфейса конечного пользователя для данной роли пользователя. Некоторые вендоры это уже понимают и начинают учитывать. Пользователь всегда будет наилучшим образом воспринимать именно ту систему, которая соответствует сложности и объему решаемых им задач.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Почему нет целостного предложения для мобильных ECM? Главным образом потому, что мобильный доступ нужен только для ограниченного набора задач и только некоторым VIP-пользователям. Как ответит на эти вызовы индустрия ECM? Она не будет медлить с ответом. Она уже отвечает. Уже имеются универсальные кроссплатформенные мобильные приложения, и уже существуют системы, которые предоставляют пользователям те именно возможности, которые им нужны.

Повлияют ли эти мировые тренды на динамику развития российского рынка СЭД? Несомненно. Пока реакция выражается только в том, что многие разработчики делают собственное решение для того или иного мобильного устройства. Возможность встраивания социоподобных функций в приложения отечественных разработчиков, видимо, тоже последует, но не так скоро.