Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Как превратить смартфон в платежный терминал? Бесплатное решение

Украинский «ПриватБанк» начинает распространять в России мобильные платежные терминалы. Подключив такое устройство к смартфону или ноутбуку пользователь с его помощью сможет принимать или совершать платежи по банковской карте.

С 9 января «ПриватБанк» запускает через российские отделения продажи мобильных платежных терминалов — миниатюрных устройств, с помощью которых любой желающий получает возможность принимать к оплате банковские карты Visa/MasterCard, используя смартфон, планшет или компьютер. Через сайт банка клиенты могут приобрести терминал уже сегодня.

По словам заместителя председателя правления «ПриватБанка» Александра Витязя, портативный считыватель карт способен превратить любой современный телефон, планшет или компьютер в POS-терминал. «Эта технология фундаментально расширяет рынок безналичных платежей и упрощает эквайринговые технологии, — говорит он. — Теперь рассчитаться карточкой можно где угодно — в такси, у нотариуса, на рынке, в киоске, за аренду квартиры — везде, где существуют расчеты. Фактически любой желающий, будь то физлицо или предприятие, может принимать к оплате карты Visa/MasterCard для бизнеса или личных нужд».

Мобильный терминал подключается к компьютеру или мобильному устройству через разъем для наушников. Для приема к оплате карт Visa и MasterCard также потребуется приложение iPay, которое можно бесплатно скачать с сайта банка, а также в магазинах App Store или Android Market. Приложение доступно для пользователей систем Windows, MacOS и Linux, iOS и Android.

По словам Александра Витязя, стоимость такого устройства для российского рынка составляет 100 руб. и возмещается после проведения первой же транзакции. «Таким образом, мобильный терминал фактически бесплатен», — подчеркнул он.

Кроме преимущества быстрого и легкого подключения к приему платежей по картам, мобильные терминалы также позволят предпринимателям без лишних затрат выполнить законодательные требования об оснащении всех торгово-сервисных точек устройствами для приема банковских карт, добавляют в банке.

Комиссия за прием платежей при оплате с карт «ПриватБанка» составляет 1,5%, при оплате с карт других банков — 2,7%. Выручка по выбору клиента зачисляется на карточку или расчетный счет.

Демонстрация работы мобильного платежного терминала

Опрошенные CNews российские банкиры считают устройство, представленное «ПриватБанком», перспективным у определенной аудитории, но указывают на возможные проблемы с безопасностью.

«С одной стороны, использование данного устройства позволяет сэкономить на стоимости оборудования, но с другой, мы не знаем, насколько корректно решены в данном варианте вопросы безопасности, - отмечает заместитель директора дирекции развития продуктов «Транскапиталбанка» Иван Ивкин. - В качестве “носителя” используется обычный компьютер или телефон, на котором осуществляются иные операции, включая выход в интернет. Это неконтролируемая среда, и данное устройство, скорее всего, менее безопасно, чем стандартные решения».

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Директор департамента нефинансовых рисков «Абсолют Банка» Андрей Бажин говорит, что «технология заманчива и потенциально востребована в среде малого и среднего бизнеса, в том числе, в части мобильных точек продаж, прежде всего, в силу дешевизны и экономии места в карманах — не надо носить специализированный терминал, который, хоть и небольшой, но занимает место».

Однако с точки зрения безопасности больше вопросов, чем ответов, считает Бажин. В частности, так и не удалось, по его словам, получить информацию о том, соответствует ли решение стандартам по безопасности PSI DSS и PA DSS — эти стандарты формулируют требования для участников платежных систем Visa и MasterCard. «Отсутствие информации по данному вопросу — наиболее критично, так как классический POS-терминал, используемый для оплаты по картам — это специализированное устройство, на которое злоумышленник может попасть, только если получит физический доступ. Плюс это устройство связано только с одной точкой — конкретным эквайером», — подчеркнул он.

«В предлагаемом решении на ПК, ноутбук или смартфон ставятся два компонента: ридер и программа. Получается, что данные о прокатанных через ридер картах будут потенциально подвержены удаленной атаке злоумышленником, — рассуждает Андрей Бажин. — В этом коренное отличие от специализированного платежного терминала, так как программный терминал находится на устройстве, подключенном к общедоступному интернет-каналу, и даже при наличии антивируса и межсетевого экрана возможность атак остается, чему есть большое количество примеров удачных атак на схожие по архитектуре системы клиент-банк».

Именно по этой причине банки для систем клиент-банк вводят дополнительные средства идентификации, поступающие по альтернативному каналу, например, одноразовые пароли и т.д., добавляет Бажин: «В данном случае у нас есть ПК/смартфон/ноутбук, передающий данные о платеже через публичный интернет, как правило, постоянно подключенный к интернету и, следовательно, потенциально более уязвимый, чем специализированное устройство. В том числе по этой причине грамотные в области ИТ клиенты могут с осторожностью отнестись к мобильному терминалу, установленному на ПК или смартфоне предпринимателя», — заключил представитель «Абсолют Банка».

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

«Устройство “ПриватБанка” может вызвать интерес у некрупных интернет-магазинов с небольшим штатом курьеров, — считает Владимир Тарико, директор департамента банковских карт банка «Стройкредит». — Если же магазину требуется значительное количество подобных устройств, то использовать стандартные мобильные POS-терминалы может быть выгоднее, поскольку они обычно бесплатно предоставляются клиенту в рамках эквайрингового обслуживания. Чтобы привлечь клиентов, тарифы по эквайрингу у банка, предлагающего новые устройства, должны быть как минимум на уровне среднерыночных».

КБ «ПриватБанк» является крупнейшим банком Украины. В России банк работает через 164 офиса в 25 регионах. По данным РБК.Рейтинг на 1 апреля 2011 г. банк занимает в Топ-100 российских банков 95 место по размерам чистых активов.

Татьяна Короткова