Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Мобильная связь

Минкомсвязи: 4G можно разделить только на четверых

ФАС требует от Минкомсвязи рассмотреть все возможные предложения по распределению LTE-частот и не допустить олигополии четырех крупнейших операторов. Но в министерстве отвечают, что существует только один проект распределения частот, предложенный консорциумом МТС, «Вымпелкомом», «Мегафоном» и «Ростелекомом».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала Министерство связи и массовых коммуникаций нарушившим Закон «О конкуренции», выразившемся в бездействии функционирующей под руководством Минкомсвязи Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Еще в октябре прошлого года ФАС сообщила Минкомсвязи о необходимости участия региональных сотовых операторов при распределении частот для технологии четвертого поколения LTE, но предложения региональных операторов были проигнорированы.

Чем недовольны операторы

28 декабря 2010 г. ГКРЧ приняло решение поручить исследование возможного распределения LTE-частот консорциуму «Союз 4G», созданному «Ростелекомом» при участии «Вымпелкома», МТС и «Мегафона». Региональные операторы, в частности, СМАРТС и Tele2, выражали желание войти в данный консорциум, но получали отказ по причине незавершенности юридических процедур формирования «Союза 4G».

Формальным поводом для возбуждения дела в ФАС стало обращение четырех работавших в диапазоне 800 МГц операторов: «Метротелказань», «Нижегородский сотовый телефон», воронежский «Кодотел» и калининградский «Связьинформ». Первые три работали в стандарте CDMA-800, «Связьинформ» - в стандарте AMSP. В 2000 г. ГКРЧ приняла решение к 2010 г. прекратить использование этого диапазона для сотовой связи и перевести его под цифровое телевидение.

В 2002 г. предшественник ФАС - Министерство по антиминопольной политике - признало такое решение незаконным. Тем не менее, в прошлом году все операторы, имевшие сети в диапазоне 800 МГц, прекратили свою работу. При этом Минкомсвязи отвергло все предложения операторов по продлению радиочастотных разрешений, переводу в другие диапазоны и использованию иных технологий.

Что задумало Минкомсвязи

Сейчас, в соответствие с рекомендациями «Союза 4G», диапазон 800 МГц наряду с диапазоном 2,5 ГГц признан наиболее перспективным для строительства сетей LTE. 8 сентября ГКРЧ планируется рассмотреть предложения консорциума, при этом Минкомсвязи уже согласилось с ними, говорил ранее замглавы ведомства Наум Мардер. На конкурс будет выставлено четыре лота, содержащие комплекты LTE-частот в двух вышеназванных диапазонах.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Кроме того, министерство согласно с рекомендацией консорциума отложить рассмотрение вопроса о введении принципа технологической нейтральности до 2012 г. Данный принцип позволит использовать для LTE частоты, уже выданные под сети GSM (900/1800 МГц), его активно поддерживают региональные операторы, но в Минкомсвязи опасаются ухудшения работы существующих сотовых сетей.

Сможет ли ФАС повлиять на ситуацию – вопрос открытый

В ФАС назвали происходящее попыткой «раздела рынка», напомнив, что в Москве, где работают только федеральные сотовые операторы, цены на мобильную связь самые высокие. Служба намерена выдать предписание ГКРЧ о необходимости рассмотреть все предложения по распределению LTE-частот, в том числе в диапазоне 800МГц, а также направить в правительство предложения по развитию конкурентного рынка услуг сотовой связи.

В Минкомсвязи сообщили, что смогут прокомментировать действия ФАС только после изучения соответствующих материалов. Поздно вечером в четверг представитель министерства заявил «Интерфаксу», что ГКРЧ не будет переносить рассмотрение вопроса о распределении LTE-частот, так как других предложений в комиссию не поступало. А гендиректор «Союза 4G» Гульнара Хасьянова считает, что исследование консорциума позволяют обеспечить необходимые условия конкуренции и защитить интересы потребителей при развертывании федеральных сетей LTE, так как учитывают все ключевые факторы для принятия решения, исходя из международной практики и текущей рыночной ситуации в РФ.

Игорь Королев