Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Мобильная связь

За детализацией звонков милицию отправили в суд

Депутаты узаконили необходимость для правоохранительных органов получать судебные разрешение на доступ к информации о совершенных абонентами телефонных вызовах, в том числе и при расследовании краж мобильных телефонов. Кроме того, у операторов более не будет риска при передаче такого рода информации лишиться своих баз данных.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), регламентирующих доступ правоохранительных органов к информации о совершенных абонентами телефонной связи вызовах (номерах входящих и исходящих звонков, дате, времени и продолжительности осуществленных телефонных соединений). Автор законопроекта, сенатор Евгений Севастьянов, пояснил, что его целью является устранение проблем с получением такого рода информации, которые вызваны неурегулированностью данного вопроса в законодательстве.

До сих пор в нем не было четко прописано, к какому виду информации относятся данные о совершенных абонентами телефонных вызовах. С одной стороны, Конституционный суд в 2003 г. установил, что любые сведения, передаваемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих вызовах, относятся к охраняемой Конституцией тайне телефонных вызов. Таким образом, детализация была приравнена к прослушиванию. Согласно Закону «О связи» и ст. 186 УПК («Контроль и запись телефонных переговоров»), правоохранительные органы могут прослушивать телефонные переговоры лишь при расследовании уголовных дел средней тяжести и выше и только при наличии решения суда.

Однако в 2006 г. Верховный суд, рассматривая дело о доступе к детализации звонков с похищенного мобильного телефона, принял другую точку зрения. Тогда судьи решили, что передача данные о входящих и исходящих звонках не нарушает тайну телефонных вызовов, так как само содержание переговоров в этом случае не передается. Для получения подобного рода информации суд рекомендовал руководствоваться 183 ст. УПК («основания и порядок производства выемки»), которая на тот момент требовала для осуществления выемки информации, охраняемой законом, лишь санкцию прокурора.

Применение данного постановления Верховного суда на практике вызвало негативный общественный резонанс. Так, в начале 2007 г. сотовый оператор «Ульяновск-GSM» отказался предоставить следователям прокуратуры информацию о звонках подозреваемого, затребовав для этого судебное решение. Замгендиректора оператора Юрий Орлов пояснял тогда, что вышеупомянутое решение Верховного суда относится лишь к случаям с украденными телефонами. В ответ прокуратура изъяла детализацию силой – в офис оператора был направлен СОБР. Впоследствии ульяновский суд подтвердил неправомерность отказа оператора.

Правда, летом того же года ст. 183 УПК была изменена, и для осуществления выемки документов также стало необходимым получение санкции суда. Но юридические проблемы все равно остались. Данная статья регламентирует изъятие физически существующих документов, тогда как информация о совершенных абонентами звонках на бумаге не хранится: ее можно получить путем выборки из базы данных, создании соответствующего файла и дальнейшей распечатки.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Как пишет сенатор Севастьянов в пояснительной записке к своему законопроекту, буквальное применение ст. 183 УПК подразумевает выемку у оператора компьютеров с последующим назначением последующей криминалистической экспертизы. Последствия таких действий могут быть весьма печальны, предупреждает сенатор – прекращение обслуживания оператором абонентов на его территории и причинение ему материального ущерба.

В связи с этим одобренный депутатами в первом чтении законопроект предполагает дополнения ст. 186 УПК, которые бы относили ее действие не только к прослушиванию телефонных переговоров, но и получению данных о входящих и исходящих вызовах. Такую информацию, согласно законопроекту, правоохранительные органы могут получить, в том числе, и при расследовании преступлений небольшой тяжести, например, краже мобильных телефонов. При этом необходимо будет получить санкцию суда.

Представители операторов приветствуют данную законодательную инициативу. «В УПК действительности нет разграничений между доступом к информации о совершенных переговорах и их содержанию, а прописанный порядок выемки документов не подходит для доступа к информации из баз данных», - говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева. Однако было бы неплохо, если бы в законодательстве также получили закрепления права абонентов, в частности, введена ответственность за разглашение информации о совершенных вызовах, полученной в ходе оперативно-розыскных действий, и установлен срок, за который может быть затребована информация.

Игорь Королев