Разделы

Документооборот Маркет

"Облака" позволят снизить расходы на ECM

"Облачные" инфраструктуры, набирающие популярность в последние 2-3 года, позволяют снизить расходы на использовании ECM-систем. К такому выводу пришли аналитики Gartner, проанализировав возможности применения таких решений в бизнесе. По их оценке, на "совместных сервисах" компании могут сэкономить до 20% своих расходов на поддержку ECM.

Исследование использования "облачных решений" для ECM-систем, проведенное и опубликованное недавно Gartner, показывает, что компании могут получить преимущества при использовании подобной инфраструктуры или от внешнего провайдера, или при развертывании ее внутри корпоративной сети. "Компании длительное время страдали от необходимости работы с многочисленными ECM-продуктами, которые, в свою очередь, приводят к возникновению разрозненных информационных систем, а также вынуждают бизнес приобретать отдельные лицензии на программное обеспечение, оплачивать отдельную их техническую поддержку со стороны слишком большого числа ECM-вендоров", - рассказывает Марк Гильберт, вице-президент по исследованиям Gartner. Он отметил, что в условиях нестабильной экономики многие ИТ-компании сокращают свои расходы на ECM, но традиционный подход, предполагающий консолидацию подобных систем, является медленным, сложным и затратным в своей реализации. "Совместные сервисы" или подход "ECM-как-сервис" выглядит с этой точки зрения, по крайне мере, частичным выходом из этой ситуации. По оценке Gartner, компании могут сэкономить до 1/5 от всех расходов на поддержание своих систем. Тем не менее, перед переходом на "облака", компании должны принять во внимание те или иные свои потребности, которые могут не удовлетворить такие решения.

Российские участники рынка СЭД, в целом, солидарны с изложенной точкой аналитиков Gartner в оценках экономического эффекта от внедрения таких решений. "Такая экономия действительно может быть достигнута в крупных проектах для предприятий, имеющих большую распределенную структуру и необходимость в ИТ-поддержке большого количества различных бизнес-процессов", - заявляет Дмитрий Блудовский, руководитель департамента документооборота компании "Рексофт". По мнению Сергея Курьянова, директора по развитию DocsVision, крупные предприятия, как на Западе, так и в России, примерно одинаковы, однако, "можно с уверенностью предположить, что у нас порядка меньше, а силосу - больше, поэтому у нас и экономия должна получаться больше". Оценка эксперта экономии от перехода на "облачные" ECM составляет 25-30% (он называет этот источник экономии - "утилизация прошлых внедрений").

"Я уверен, что "общие сервисы", cloud-based service и экстранет могут вывести на новый уровень общением между сотрудниками компаний, клиентам и партнерами. Компании действительно будут экономить на скорости коммуникаций, рабочем времени, следовательно, повысят качество своей работы", - считает Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс". Однако он отмечает, что не все компании и не все задачи компании склонны размещать в "облаке". "Необходимость облачных вычислений для реализации данного подхода - спорное утверждение. Вызов сервисов, которые может предоставлять ECM-система, с использованием СОА действительно может дать реальный эффект. Этот эффект связан и с ускорением деловых процессов, и с повышением продуктивности работы, и с повышением оперативности доставки информации. Однако нужно ли для этого создавать "облачную" среду и что эта среда добавляет к указанной ценности - не совсем понятно", - утверждает Вадим Ипатов, директор Центра по развитию бизнеса компании "Интертраст". В качестве иллюстрации он приводит пример с переходом от натурального хозяйства к товарному рынку с дальнейшей централизацией и укрупнением специализированных производств. "Сначала - силос разрозненных островков контента, разбросанных по разным приложениям/узлам корпоративной сети, потом выделение систем и сервисов ECM, и, наконец, объединение и централизация всего ECM-хозяйства в одном физическом центре. В "облаке" это "хозяйство" может функционировать более эффективно за счет динамического перераспределения вычислительных ресурсов, возможности устранения дублирования и т.д. Такая централизация может иметь смысл, если выгода превысит недостатки, например, необходимость обеспечения удаленного доступа к контенту всех пользователей корпорации", - полагает господин Ипатов. В компании Terralink замечают, что "облачные решения" внутри компании применимы только для крупных компаний и холдинговых структур. "У таких компаний чаще происходят крупные изменения в документообороте (изменения оргструктуры, правил обработки документов) и, как следствие, более вероятен переход на другое ECM-решение. Бесспорно, что в таком варианте экономия от "ECM as a service" будет действительно велика (возможно, даже более чем указанная цифра)", - говорит руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink Сергей Якимчук. "Для маленьких фирм также подойдут внешние сервисы (опять же в основном из-за экономической составляющей). Среднему же бизнесу со сложившимся порядком работы с документами и малым количеством интеграций с информационными системами, на мой взгляд, по-прежнему выгодно использовать свою систему на основе популярных платформ. Если она поддерживает элементы сервисной архитектуры - отлично, если нет - не факт, что нужна замена", - подытожил эксперт. Похожей точки зрения придерживается и Юрий Корюкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия, считая, что даже если сумма и завышена в настоящий момент, то можно говорить о подобной экономии в перспективе будущего, причем, в первую очередь, речь будет идти о внешних сервисах. "Говорить о подобной модели использования при построении подобной архитектуры внутри компании можно только в случае крупных организаций с большой территориально распределенной сетью", - замечает эксперт. "Для небольших компаний использование подобных сервисов может дать весьма существенную экономию практически сразу. Более того, мне известны случаи использования ECM системы как сервиса, причем именно внешнего, и главной целью была именно экономия. Для компании из 10 человек, в которой подобную систему использует 5, приобретать полноценную систему, внедрять ее, администрировать и поддерживать - весьма дорогое удовольствие, а в данном случае это дорогое удовольствие становится очень даже по карману", - объяснил свое видение ситуации господин Корюкин. С ним согласен и Сергей Курьянов, который считает, что такие решения, в первую очередь, актуальны для больших компаний с тысячами пользователей и сложной, постоянно меняющейся организационной и территориальной структурой, в отраслях с тенденциями к консолидации бизнеса, поскольку для них экономия будет весьма существенной в абсолютных цифрах в силу масштабного фактора, и, кроме того, их ситуация ближе к "информационному силосу", о котором упомянуто в исследовании Gartner.

Опрошенные CNews эксперты рассмотрели и перспективу появления продукта "СЭД/ECM-как-сервис". Сергей Курьянов считает актуальным данное направление и в качестве примера приводит варианты интеграции СЭД общего документооборота с бухгалтерскими документами из "1С:Предприятия", и с договорными документами из MS CRM через шлюзы DocsVision, то есть, то, о чем говорят в своем исследовании аналитики Gartner. "Экономия, которую можно таким образом достичь, весьма велика, поскольку надо учитывать и стоимость миграции при консолидации независимых ECM в одну систему, а это часто очень дорого", - отмечает специалист. Дмитрий Блудовский предлагает учитывать еще и сложность бизнес-процессов: "Обязательное условие для перехода на «облачную» структуру – отлаженность этих бизнес-процессов, наличие их четкого описания. Если этого нет, все ECM-проекты будут бессмысленны". О том, что на "облако" можно не переводить всю функциональность ECM-систем, говорит Сергей Якимчук. По его словам, если активно использовать архивные, RM-сервисы, OCR, при этом, не растрачивая ресурсы на дорогостоящие BPM-системы на архитектуре SOA, то подобное "полуоблако" приведет к сокращению издержек. "Если речь идет о взаимодействии разнородных СЭД (СЭД разных производителей), то обращение к внешнему универсальному сервису поможет их интеграции", - уверен Вадим Ипатов. По его мнению, это может дать эффект холдинговой организации или корпорации, в которой у разных входящих в ее состав организационных структур эксплуатируются разные СЭД. В этом случае, как считает специалист, экономия достигается за счет того, что сохраняются прошлые инвестиции и при этом реализуется взаимодействие на корпоративном уровне. При этом вопрос, нужна ли для этого облачная архитектура, по мнению господина Ипатова, должен решаться индивидуально. "Создавать облако стоит из соображений более эффективного использования серверных мощностей, а в данном случае может быть эффективнее проектировать "сквозные" деловые процессы, которые проходят через разнородные информационные системы", - отмечает эксперт. Он указывает, что такие процессы могут стартовать из разных приложений и вызывать сервисы других приложений (в частности, СЭД), а результаты исполнения сервисов могут совместно использоваться смежными приложениями.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Михаил Демидов