Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения ИТ в госсекторе Документооборот

Рынок СЭД: иностранцы наступают на Россию

Объем российского рынка систем электронного документооборота в России пока невелик, при этом он является одним из самых перспективных и быстрорастущих, считают аналитики. Ситуация способствует появлению амбициозных планов у его игроков: так, компания OpenText, открывшая свое представительство в России около года назад, к концу 2008 г. намерена удвоить свою рыночную долю. Между тем, эксперты осторожны с прогнозами: компании придется учитывать фактор неопределенности в выборе дальнейшего пути развития в области СЭД ее основного потребителя – госсектора.

По словам Джованни Евангелисти, вице-президента компании OpenText, на мировом рынке управления корпоративным контентом — ECM — за последние два года произошли значительные изменения: прошедшая консолидация вокруг крупнейших игроков свидетельствует о достижении рынком определенного уровня зрелости. Так, в августе 2006 г. IBM приобрела компанию FileNet, а сама компания OpenText в октябре того же года завершила сделку с Hummingbird. В результате, обе компании получили контроль над половиной мирового рынка ECM, а EMC с долей в 13% замкнула тройку лидеров (данные Gartner на ноябрь 2007 г). Поясним, что, согласно терминологии Gartner, управление электронным документооборотом компании является составной частью сегмента управления корпоративным контентом (ECM) и подразумевает управление информационными потоками, основой которых являются бумажные документы и данные, содержащиеся в них.

В России представительство Hummingbird было интегрировано в корпорацию OpenText, а российский рынок выбран в качестве одного из главных приоритетов. «Российский рынок обладает огромным потенциалом: мы планируем в течение следующих двух лет ежегодно расти здесь на 40%, что в два раза быстрее, чем по миру в целом, — заявил корреспонденту CNews Джованни Евангелисти. — Наша стратегия в России соответствует общемировой, мы нацелены на те же вертикальные рынки, где добились успеха. В России, вместе с нашим технологическим партнером — компанией SAP — мы хотим особенно укрепиться в нефтегазе и телекоме. Кроме того, нас привлекает и госсектор, фармацевтика, предприятия торговли».

Отметим, по данным CNews Analytics (CNA), объем российского рынка СЭД в 2006 г. достиг $140 млн. Прогнозируется, что в 2007 г. он увеличится более чем на $30 млн и превысит $170 млн. «Прогнозы, данные нами на этот год, близки к фактическим значениям, — рассказывает Сергей Шалманов, аналитик CNA, — высокие темпы роста рынка СЭД — в среднем на 25% в год — в ближайшей перспективе сохранятся».

Джованни Евангелисти: мы планируем в течение следующих двух лет ежегодно расти здесь на 40%
Джованни Евангелисти: мы планируем в течение следующих двух лет ежегодно расти здесь на 40%

Отметим, по результатам 2006 г., лидером российского рынка СЭД являлась компания EMC Documentum c долей 21–28% в денежном выражении. Компании, занимающиеся разработками на платформе IBM, контролировали около 11–14%, OpenText -10%, а 41% рынка суммарно приходился на российских производителей.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

По утверждению Алексея Ханжина, главы российского представительства OpenText, компания уже занимает уверенную позицию в стране. «На момент слияния с OpenText, Hummingbird контролировала 7% рынка ECM в России, — говорит Ханжин. — Наша стратегия состоит в том, чтобы закрепиться и усилиться там, где мы уже есть с клиентами Hummingbird, и распространить этот опыт на другие регионы. Через год мы хотим удвоить наше присутствие в России и занять пятую часть рынка ECM».

Действительно, рынок управления корпоративным контентом в России пока молод и далек от насыщения, а конкуренция на нем выражена умеренно: новым игрокам есть место, а лидерам есть куда расти. «Те из поставщиков, кто будет проявлять активность на этом рынке, смогут увеличить свою долю на нем, — уверен Сергей Шалманов. — В текущих рыночных условиях ничего не мешает OpenText увеличить свое присутствие на рынке, однако стоит учитывать, что основными заказчиками СЭД в России являются по-прежнему государственные и муниципальные организации в некоторых богатых регионах. На долю госсектора в отраслевой структуре потребления СЭД приходится около 40% рынка. Динамика потребления в госсекторе будет определяющей для игроков рынка, но пока мы не знаем, по какому пути пойдет государство, создавая единое межведомственное информационное пространство. Рынок находится в состоянии ожидания принятия соответствующих решений». Вторым по величине сегментом является ТЭК и нефтегазовая отрасль, третьим — производство, на их долю суммарно приходится более трети. Этот сегмент, по прогнозам аналитиков, должен устойчиво расти.