Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Microsoft терзают страхи

Руководство софтверного гиганта требует радикальной смены курса развития, опасаясь конкуренции со стороны интернет-компаний «новой волны».
Financial Times и Wall Street Journal процитировали служебную переписку топ-менеджмента Microsoft, предметом которой является стратегия развития компании в ближайшей перспективе. Записки, авторами которых являются председатель совета директоров Microsoft Билл Гейтс и новый технический директор Рэй Оззи (Ray Ozzie), были разосланы ведущим менеджерам компании. Тон документов не оставляет сомнений: руководство компании воспринимает сложившуюся ситуацию как критическую. «Развитие интернет-технологий за последние десять лет было стремительным, и роль Microsoft в этом процессе нельзя недооценивать, однако предпринятых усилий оказалось недостаточно для успеха», — так начинается обращение Рэя Оззи. В документах говорится о том, что новая стратегия компании должна использовать все шансы для развития направления интернет-сервисов. «Иначе новая волна нас сметет», — предостерегают авторы документов.

Содержание документов практически идентично. Они посвящены, преимущественно, анализу шансов, упущенных компанией в связи с недооценкой направления сервисов и продуктов, ориентированных на интернет. В записке Оззи описывается ряд продуктов, созданных в свое время Microsoft, но из-за неудачных проектов по их продвижению принесших прибыль другим компаниям. «Мы могли бы стать лидерами в сфере интернет-технологий, если бы использовали потенциал таких разработок, как AJAX и Outlook Web Access. Несмотря на то, что Microsoft много лет назад предвидела значение поиска в интернете, фокус на интернет-услуги позволил Google занять невообразимо сильную позицию и получать огромные доходы от продажи интернет-сервисов и рекламы. Технология поиска Google оставила разработки Microsoft далеко позади». Оззи говорит также о программах для IP-телефонии, которые изначально разрабатывались специалистами Microsoft, однако лидером в этой области стал Skype. «Текстовые редакторы Office так и не стали стандартом работы с данными в Сети, это место сейчас занимает Adobe Systems», -сокрушается Оззи.

Билл Гейтс приводит примеры двух прошлых поражений Microsoft, в 1995 и 2000 гг., когда компания упустила «смену парадигмы развития рынка и появление новых поколений программного обеспечения, ориентированного на интернет».

Оззи отмечает, что до сих пор наибольшую долю доходов компания получает от продажи программного обеспечения, «развитие которого в условиях постоянного сокращения жизненных циклов продуктов длится болезненно долго». В качестве лидера ИТ-отрасли Microsoft устанавливает стандарты для других участников рынка, но при сохранении текущей тенденции компания будет все более терять свое значение. Оззи констатирует, что без необходимых стратегических изменений будущее Microsoft как лидера мировой телекоммуникационной отрасли весьма туманно. «Мы должны быстро и решительно реагировать на требования рынка», — пишет СТО.

В качестве средства спасения Оззи предлагает объединить усилия подразделений информационных систем и интернет-услуг для создания «кулинарной книги» программного обеспечения нового поколения — операционной системы с большим количеством интегрированных интернет-сервисов. В дальнейшем новые продукты должны стать ключевым источником доходов компании и занять место, которое сегодня занимает продажа лицензионного ПО. Первыми ласточками новой стратегии должны стать продукты на основе MSN и серия Live. Процесс уже начался — в свет вышли продукты Windows Live и Office Live.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Содержание служебной переписки, опубликованной в СМИ, проливает свет на предстоящую реорганизацию Microsoft, в соответствии с которой компания будет разделена на три стратегических департамента. Имена руководителей подразделений будут названы в середине декабря. Большое внимание Оззи уделяет «напряжениям» между отдельными подразделениями компании и тому, как они могут помешать в исполнении новых проектов, связанных с интернетом. «Подразделения должны работать вместе и получать выгоду от их сильных сторон», — пишет Оззи.

Несмотря на обилие негативных фактов, топ-менеджмент Microsoft уверен, что новая стратегия имеет все шансы на успех, хотя условия будут более чем жесткими. «Наши шансы стать лидером очевидны», — так заканчивается послание Гейтса.