Разделы

Бизнес

ИТ-аутсорсинг в России: начало большого пути

Как показало последнее исследование, российский рынок аутсорсинга программных услуг и ИТ-услуг в целом находится на начальном этапе развития. На сегодня существует большая группа предприятий, использующих услуги ИТ-аутсорсинга. Вместе с тем, значительная доля компаний пока не приняла решение о развитии этого направления и находится на этапе выбора, что говорит о потенциале роста рынка.
В конце октября было завершено подведение итогов исследования “Аутсорсинг программных услуг в России”, которое проводилось по инициативе компании ”Аплана” аналитическим агентством Elashkin Research при поддержке ИД ”Компьютерра” в августе-октябре 2003 года. В исследовании, проходившем в форме анкетирования и персонального интервью, приняли участие более 40 руководителей информационных служб крупнейших российских компаний и предприятий.

Итоги исследования позволяют говорить о востребованности аутсорсинга российским рынком: 49% опрошенных отметили, что они уже работают в модели аутсорсинга. Доминирующей моделью предоставления программных услуг на сегодняшний день является аутсорсинг отдельных задач (42% респондентов), хотя достаточно активно используются и такие формы взаимодействия, как аутсорсинг ресурсов и аутсорсинг процессов. Следует отметить, что значительная доля компаний, принявших участие в исследовании (39%), пока находится на этапе выбора, что говорит о потенциале дальнейшего роста этого рынка.

Отношение к аутсорсингу программных услуг


Основными мотивами обращения российских компаний к программному аутсорсингу являются нехватка собственных ресурсов – специалистов соответствующей квалификации, необходимость выполнения проекта в сжатые сроки и высвобождения внутренних ресурсов для решения других задач. При этом потребители услуг не рассматривают программный аутсорсинг как более дешевую альтернативу собственным ресурсам, а воспринимают как возможность получения качественного сервиса.

Эту же тенденцию подтверждают и данные о критериях выбора поставщика услуг, которые свидетельствуют об ориентации заказчиков на конечный результат. Так, в качестве основных критериев выбора партнера по разработке респонденты указали способность поставщика оказывать качественные услуги, а также наличие у него опыта реализации аналогичных проектов. Стоимость услуг является значимым, но не определяющим фактором. В то же время, такие факторы, как размер компании и ее репутация на рынке, а также существующие связи поставщика с заказчиком указаны в числе второстепенных критериев выбора партнера, что также свидетельствует о становлении рынка.

Основные направления взаимодействия (в настоящее время и планы) с внешними поставщиками ИТ-услуг


К основным причинам, мешающим дальнейшему развитию рынка аутсорсинга программных услуг, потребители относят отсутствие видимого экономического эффекта от использования аутсорсинга и риски потери контроля или утечки важной информации. При этом значительная группа респондентов ссылается на недостаточное знакомство с возможностями аутсорсинга и на недостаток опыта, что также говорит о потенциале этого сегмента рынка. Как полагают авторы исследования, в этих условиях основным катализатором дальнейшего роста популярности модели аутсорсинга ИТ-услуг в России станут примеры успешного использования аутсорсинга российскими предприятиями. В то же время, для успешного взаимодействия как поставщикам, так и потребителям услуг, следует больше внимания уделять управлению рисками и тщательному планированию взаимодействия в модели аутсорсинга.

Основные причины, мешающие более активному использованию сервисной модели

Щелкните, чтобы увеличить изображение

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Александр Сапронов, руководитель направления технической поддержки компании КРОК, комментирует данные исследования следующим образом: “Как это ни странно, приведенные данные противоречат практическому опыту компании КРОК. Вероятно, основными респондентами были как раз те компании, кто пока не решился отдать техническое обслуживание своих систем на аутсорсинг. На сегодняшний день наша Служба технической поддержки осуществляет администрирование в общей сложности 177 сервисов в разных организациях, в том числе территориально распределенных. Это порядка 2000 заявок ежемесячно, причем, 2/3 из них решается еще на первом уровне поддержки. Опыт, накопленный в решении схожих проблем в разных проектах, позволяет не только ускорить процесс их решения, не «изобретая велосипед заново», но работать на опережение – заранее информировать заказчика о приближении критических показателей, устанавливать причину инцидентов и разрабатывать варианты предупреждения их появления в будущем. Получение в ходе поддержки не умозрительной и прикидочной, а реальной статистики использования тех или иных сервисов позволяет оценивать, насколько они отвечают потребностям бизнеса. Это прямые практические преимущества, не говоря уже о возможности не распыляться на налаживание вспомогательных процессов и осуществление рутинной работы, а сконцентрировать усилия на основном бизнесе компании.

О том, что организаций, признающих преимущества аутсорсинга становится все больше, свидетельствует увеличение спроса на эти услуги. Целый ряд новых проектов, заключенных нашей компанией за этот год подтверждает это со всей очевидностью.”

Комментируя для CNews.ru положение дел на российском рынке ИТ-аутсорсинга, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ Тимур Аитов упомянул популярную сегодня на Западе ASP-модель (ASP - application servise provider, провайдер услуг доступа к приложениям - компания, занимающаяся сдачей в аренду, обслуживанием и продажей прикладных программ на своей технологической базе) предоставления ИТ-услуг, когда программное обеспечение сдается в аренду через интернет. «Предложения по предоставлению этих услуг появились и на отечественном рынке, однако, особой популярностью они не пользуются, - отметил г-н Аитов. - Клиенты, как обычно, боятся утечки информации, опасаются "подсесть на иглу" провайдеру (который впоследствии может вымогать завышенную арендную плату под угрозой разрыва отношений). Кроме того, сам переход к модели ASP с точки зрения клиента не всегда выглядит финансово привлекательным. Как рассуждает клиент? Для того, чтобы обслуживать много клиентов, провайдеры используют универсальные и общие приложения. Значит, есть подозрения в избыточной функциональности, завышенной производительности серверов и т.п.» С другой стороны, полагает Тимур Аитов, большое количество клиентов у расторопного провайдера позволяет ему "размазать" накладные расходы, и поэтому в целом должна наблюдаться экономия от централизации. Что же происходит на самом деле - сразу не всегда ясно. Например, провайдер может преложить свои просчеты и потери на плечи самих клиентов. Кроме того, у клиента нет уверенности в том, что в случае конфликта провайдер компенсирует ему возможный ущерб.

Источник: по материалам компании ”Аплана”, собственная информация CNews.ru.