ICQ потребовала денег и лицензий

Интернет Бизнес Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Владислав Мещеряков
Перейдя во владение Mail.ru Group, ICQ начала новый раунд давления на пользователей альтернативных клиентов «аськи». Первой жертвой борьбы пал мобильный клиент Nimbuzz. Эксперты Рунета полагают, что в открытой войне с «альтернативщиками» владельцы ICQ больше потеряют, чем приобретут.

ICQ пытается закрутить гайки для альтернативных клиентов. Пользователи мультипротокольного мобильного клиента Nimbuzz не могут подключиться к ICQ со вчерашнего вечера. Ситуацию объясняет официальный пост на главной странице nimbuzz.com.

«В последние две недели мы общались в чате с ребятами из ICQ на тему продолжения поддержки ICQ в Nimbuzz. Последним их предложением было подписание лицензионного соглашения, по которому Nimbuzz вносил бы оплату за каждого человека, который пользоваться бы «аськой» через Nimbuzz», - сообщает команда разработчиков Nimbuzz.

Следуя своему принципу бесплатного использования, Nimbuzz отказался от поддержки ICQ в своем клиенте.

В Nimbuzz не ответили на вопрос CNews о числе своих пользователей и о размере лицензионных отчислений в пользу ICQ, которая с июля 2010 г. принадлежит Mail.ru Group (бывшая DST). Известно, что Nimbuzz завоевал популярность за счет того, что долгое время был единственным клиентом, поддерживающим Skype на телефонах Nokia - до марта 2010 г., когда Skype выпустил официальный клиент. 31 октября 2010 г. Nimbuzz прекратил поддержку Skype-протокола.

Разрыв отношений с сравнительно некрупным Nimbuzz можно считать новым витком наступления «аськи» на разработчиков «альтернативных» клиентов. «Условия использования протокола ICQ в других программах-клиентах изложены в лицензионном соглашении. Наша компания заинтересована в официальном распространении ICQ-протокола», - сообщила CNews вице-президент Mail.ru Group Анна Артамонова, с чьих слов можно заключить, что Mail.ru будет продолжать попытки подписывать лицензионные соглашения с «альтернативщиками». По ее словам, собственная разработка Mail.ru, «Mail.Ru Агент» использует протокол ICQ «официально».


Первой жертвой новых амбиций ICQ пал Nimbuzz

Между тем, Михаил Гуревич, гендиректор компании «Медиамир», владеющей популярным мессенджером Qip, заявил CNews, что писем о подписании лицензионного соглашения с сервисом ICQ не получал. Он заметил, что если это произойдет, «это будет новым словом в политике ICQ по отношению к альтернативным клиентам». В последние несколько лет борьба, которую «аська» вела с ними, укладывалась в исключительно технологические рамки: «Все помнят, какие проблемы бывают у пользователей альтернативных клиентов при неожиданных сменах протокола ICQ», - говорит Гуревич.

Гуревич не стал отвечать на вопрос, каковы перспективы сотрудничества Qip и ICQ на платной основе. «Qip — мультипротокольный клиент, и большая часть его протоколов открыты и основаны на Jabber», — подчеркнул он.

Конфликт с Nimbuzz — это демонстративный шаг со стороны ICQ и ее владельцев, полагает глава Liveinternet.ru Герман Клименко: «Они выбрали некрупного игрока и устроили ему публичные неприятности в надежде, что сумеют склонить остальных к конструктивному диалогу».

Уменьшить число пользователей альтернативных клиентов, которые блокируют показ рекламы ICQ, жизненно важно для сервиса. «ICQ стало заложником старых подходов к монетизации аудитории, — полагает Михаил Гуревич. — Сегодня ICQ является единственным крупным мессенджером, который зарабатывает деньги только за счет показа баннерной рекламы через клиент».

Глава «Медиамира» не смог припомнить случаев, чтобы требования об оплате за использование протоколов исходили от Yahoo, поддерживающего Yahoo Messenger, или от Microsoft, владеющего мессенджером MSN. Реклама в них не транслируется, замечает Гуревич.

Трансляция дисплейной рекламы в официальном клиенте и слабая проработка интерфейса — основные причины, по которым пользователи «аськи» переходят на альтернативные программы. «ICQ неаккуратно относилась к своему пользовательскому интерфейсу в течение многих лет, и теперь, если из Qip исчезнет поддержка «аськи», лично я на родной клиент не вернусь. Живых знакомых, которые пользовались бы родным клиентом ICQ, у меня нет», - рассказывает Герман Клименко.



ICQ - далеко не самый популярный IM-сервис в мире (кликабельно)

Ранее для противодействия «альтернативщикам» ICQ использовала сугубо «технологические» методы, внося изменения в протокол и перекрывая чужим клиентам доступ к своим серверам. «Нет никаких проблем в том, чтобы сделать это и сейчас, - полагает Клименко. - Весь вопрос в последствиях: а что в результате получит ICQ, если перекроет кислород альтернативным клиентам? На их месте я бы хорошо подумал, какая часть пользователей в этом случае вернется на «родной» клиент. Полагаю, в случае открытого конфликта ICQ и «альтернативщиков», эта часть будет близка к нулю».

В последние дни помимо пользователей Nimbuzz доступ к ICQ был затруднен у части пользователей клиента Miranda. На прочих альтернативных клиентах осложнений не наблюдалось.

В Mail.ru Group, владеющей ICQ, полагают, что оба принадлежащих ей мессенджера («родной» клиент ICQ и Mail.Ru Агент) занимают лидирующие позиции на российском рынке. Анна Артамонова говорит, что ежемесячная аудитория Mail.Ru Агент превышает 16 млн пользователей.

Прочие опрошенные CNews эксперты и игроки рынка инстант-мессенджеров, признавая лидерство ICQ и Mail.Ru Агента, отказывают в ведущей роли транспорту ICQ в Рунете. Михаил Гуревич отметил, что конфликт между ICQ и Nimbuzz произошел как раз в то время, когда даже самые закрытые интернет-игроки повернулись в сторону открытых протоколов. В качестве примера он привел сети Facebook и «Вконтакте», которые позволили своим пользователям общаться с внешним миром по протоколу XMPP (Jabber). Таким образом, большую часть пользователей «Вконтакте» и Facebook составляют неосознанные пользователи Jabber.

Помимо жителей социальных сетей Jabber-логины получают при регистрации пользователи «Яндекса», GMail и Qip.

Даже до взрывного роста интереса к соцсетям ICQ не был самым популярным сервисом обмена сообщениями в глобальной Сети. Хотя анализ долей этого рынка затруднителен, но в 2008 г. Billions Connected издала исследование, согласно которому максимум популярности «аськи» приходился на Россию (по данным на июль 2008 г., это было 56% всех используемых в стране IM-сервисов) и Германию (44%).

По данным, распространенным Mail.ru Group перед IPO, «аську» использовали 33,5% ежемесячной аудитории Рунета.

В мире гораздо популярнее «аськи» служба MSN, которая в 2008 г. доминировала в Европе и в Америке (за исключением США, где первенствовала AIM) и Yahoo, который любили в Индии, Индонезии и арабских странах. Народ Китая в сетевом общении использует преимущественно сервис QQ национальной разработки.