«Финам» наигрался в казуальные игры

Бизнес Инвестиции и M&A
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
«Финам» вышел из числа акционеров производителя казуальных игр Alawar, продав свою долю Almaz Capital Partners. Участники рынка считают выбранный «Финамом» момент удачным, поскольку конкуренцию казуальным играм начали составлять игры в социальных сетях.

О том, что «Финам» выходит из числа акционеров одной из компаний, доля в которой была приобретена им несколько лет назад, сообщил в своем блоге управляющий партнер фонда «Финам – информационные технологии» Алексей Басов. В пресс-службе «Финама» от комментариев отказались, но источник в компании пояснил CNews, что речь идет о продаже 23% акций производителя казуальных игр Alawar, а покупателем выступает фонд Almaz Capital Partners. Управляющий партнер фонда Александр Галицкий заявил, что будут комментировать сделку только после выхода пресс-релиза об этом.

По оценке Никиты Шермана, основателя компании-разработчика игр для социальных сетей Drimmi, Alawar является крупнейшим производителем казуальных игр в России, и возможно, во всей Европе. Компания занимается разработкой, изданием и дистрибьюцией игр для ПК, мобильных телефонов (за это направление отвечает совместное предприятие Alawar NewEdge Mobile) и Sony Playstation. Казуальными принято считать игры для широкой аудитории: они обладают небольшими дистрибутивами (50 – 100 МБ), ознакомительные версии игр можно скачать бесплатно. Alawar распространяет свои игры через крупнейшие порталы Рунета (Mail.ru, «Рамблер», РБК), основным каналом оплаты игр является SMS.

Основателями Alawar являются Александр Лысковский, Сергей Занин, президент «Элкомсофт» Александр Каталов и гендиректор «1С – Битрикс» Сергей Рыжиков. Миноритарную долю в Alawar «Финам» приобрел в 2007 г. Инвестиции пошли на покупку игровых студий и создание новых технологий дистрибуции.

По оценкам самой компании, российский рынок казуальных игр в прошлом году составил $30 – 32 млн при ожидавшемся объеме рынка в $40 млн (по оценке Mail.ru, объем рынка был меньше - $20 млн). Рост рынка за год составил 23%, при том что в 2008 г. он вырос на 160%. На 2010 г. прогноз - $42 млн (рост – 31% к 2008 г.). Мировой рынок казуальных игр для всех платформ и видов монетизации в прошлом году составил, по оценке Casual Games Association, $2,7 млрд, из них на долю скачиваемых игр для ПК пришлось $800 млн.

Для «Финама» время продажи Alawar может быть выбрано удачно, считает руководитель направления социальных и казуальных игр Mail.ru Максим Донских. «Темпы роста продаж казуальных игр снижаются - если в 2008 г. российский рынок утроился по сравнению с предыдущим (что было не слишком сложно с мизерных стартовых цифр), то в 2009-м рост не превысил 20%, - отмечает эксперт. - Дальше будет только хуже, поскольку ресурс для бурного роста исчерпан - большая часть потенциальной аудитории уже окучена и в России, и в мире, а увеличивать прибыль с существующих пользователей довольно сложно».

К тому же, как продолжает Донских, в прошлом году заявила о себе «новая опасность - рынок игр для социальных сетей, по сути, ориентированных на ту же аудиторию: за 2009 г. этот рынок в России уже догнал казуальный и не сбавляет обороты». Никита Шерман согласен, что будущее рынка казуальных игр не определенно из-за игр для социальных сетей. «Но рынок точно не упадет, поскольку у казуальных приложений есть преимущество – в них можно играть, не имея доступа в интернет», - добавляет Шерман.