Facebook объявил об IPO и раскрыл финансовые результаты

Интернет Бизнес Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин
Facebook планирует привлечь $5 млрд в ходе IPO. По словам аналитиков, фактически привлеченный объем денежных средств может быть в 2 раза больше.

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook подала в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) заявку на первичное размещение своих акций на бирже. Данного события ждали долго. IPO Facebook может побить все предыдущие рекорды по объему привлеченных денежных средств.

В мае 2011 г. после того, как на биржу вышла крупнейшая сеть деловых коммуникаций LinkedIn, финансовый директор Facebook Шерил Сандберг (Sheryl Sandberg) заявила, что аналогичный шаг с их стороны «неизбежен». В ноябре прошлого года руководящий состав Facebook продолжал держать в тайне предполагаемый срок выхода, а в минувшие выходные его раскрыл WSJ, который сообщил, что заявка будет подана на этой неделе.

В заявке указана желаемая сумма размещения в $5 млрд, но фактическая сумма, скорее всего, будет выше, полагает большинство экспертов. Как пишет WSJ, в ходе первичного размещения Facebook может привлечь до $10 млрд, что позволит оценить всю компанию в $75-100 млрд.

В случае если Facebook удастся привлечь $10 млрд, ее IPO станет крупнейшим на интернет-рынке за всю историю. Для сравнения, Google в 2004 г. привлек $1,9 млрд, благодаря чему стоимость компании была установлена в размере $23 млрд.

IPO могло быть проведено и раньше, однако основатель и глава сети Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) опасался, что его команда начнет думать о деньгах больше, чем о своей работе. У Facebook есть два типа акций — класса «А» (с одним голосом на акцию) и класса «B» (с 10 голосами). Самому 27-летнему Цукербергу принадлежит 28,2% акций класса «B». IPO может сделать его четвертым богатейшим человеком в США с капиталом в $28 млрд.

Выручка и прибыль Facebook в 2007-2011 гг.

IPO может сделать Цукерберга четвертым в списке богатейших людей в США

Пока неизвестно, на какой именно бирже будут размещены акции - NASDAQ или Нью-Йоркской фондовой бирже. Организаторами размещения выступают Morgan Stanley, J.P. Morgan Chase & Co., Goldman Sachs Group, Bank of America Merrill Lynch, Barclays Capital и Allen & Co. Завершить процедуру планируется во II квартале 2012 г.

Между тем, заявка на IPO впервые раскрыла финансовые показатели Facebook. В 2011 г. выручка компании достигла $3,7 млрд. Рост выручки по сравнению с 2010 г. составил 88%. Прибыль в 2011 г. составила $1 млрд. По сравнению с 2010 г. рост данного показателя составил 65%. В 2010 г. компания заработала $606 млн.

Главным образом выручка Facebook состоит из оплаты за размещение на ее страницах рекламы (85% от общего значения в 2011 г). С продажи виртуальных товаров в прошлом году сеть получила 15% общей выручки. Кроме того, небольшая часть средств пришла от разработчиков приложений.

Рентабельность Facebook в 2011 г. достигла 27%, что чуть больше аналогичного показателя у корпорации Google (26%).

В заявке Facebook сообщается, что текущая аудитория зарегистрированных пользователей составляет 845 млн человек. За последние полгода ее размер вырос примерно на 100 млн человек, а за последние 2 года - более чем вдвое (в феврале 2010 г. размер аудитории составлял 400 млн пользователей). В компании отметили, что в число наиболее перспективных рынков для Facebook входят Россия, Япония и Южная Корея, так как в этих странах проникновение соцсети составляет менее 15% от общего числа интернет-пользователей (по сравнению с 60% в США и Великобритании). В России Facebook своим основным конкурентом называет «ВКонтакте».