Эпоха физики проходит?

Наука
мобильная версия
Правительство Великобритании должно либо принять срочные меры, чтобы предотвратить катастрофический спад интереса к физике у молодежи, либо этот предмет как таковой придется вычеркнуть из программы английской школы.

Специалисты из Букингемского университета провели исследования в 432 школах Англии и Уэльса и обнаружили, что учеников, углубленно изучающих физику (A-level) стало на 38% меньше, чем в 1990 году. За тот же период доля вновь пришедших преподавателей физики от общего числа преподавателей естественнонаучных дисциплин снизилась с трети до 12,8%.

В Министерстве образования Великобритании, сообщает BBC, утверждают, что правительство делает все возможное, чтобы выправить положение. «Число преподавателей естественных наук возросло на 30% - с 2279 в 1998/99 до 2998 человек в 2005/06», - комментируют чиновники. – В 2005 году выдано намного больше аттестатов о среднем образовании по специальности «физика», а количество желающих изучать предметы на более глубоком уровне не уменьшилось, как предсказывали. Но мы признаем, что следует еще много работать в этом направлении».

Профессор Алан Смитерс (Alan Smithers) и д-р Памела Робинсон (Pamela Robinson), которые проводили исследования в школах, сообщают, что, хотя в целом на А-уровень в этом году поступило на 14,6% больше учащихся, чем в 1990 году, физика привлекает молодежь все меньше – эту специализацию выбрало на 38% меньше учащихся (45334 и 28119 человек соответственно).

Почти в 10% государственных школ А-уровень по физике уже вычеркнут из школьной программы, а в 39,5% государственных школ в 2005 году изъявили желание изучать физику менее пяти учащихся. Половина преподавателей физики не изучало этот предмет в университете, что особенно характерно для молодых преподавателей. «Многие учителя физики имеют диплом по биологии, и таких становится все больше», - говорится в отчете. Правда, в частных школах ситуация с преподаванием физики заметно лучше – в частности, процент преподавателей, получивших соответствующую квалификацию, заметно выше.

«Углубленное изучение физики может вскоре исчезнуть из программы средней школы, квалифицированных преподавателей явно не хватает, - делают вывод авторы исследования. – Если мы хотим, чтобы физика осталась в школах в качестве общего предмета или специализации, надо срочно принимать меры».

«Серьезные проблемы, стоящие перед преподаванием научных дисциплин на углубленном уровне, касаются не только физики, - комментирует лорд Мэй, президент Королевского общества. - Мы сосредоточили внимание на спаде интереса школьников к естественным наукам – математике, физике. Если ситуация не улучшится, мы не сможем воспитать новое поколение ученых, технологов и инженеров. Правительство, и в особенности Министерство образования, должно осознать эту проблему подготовки научных кадров».