Enterprise 2.0 наращивает популярность

Документооборот
мобильная версия
, Текст: Михаил Демидов
Современные бизнес-процессы немыслимы без применения различных интерактивных и социальных инструментов, которые в целом называются Enterprise 2.0. К ним относятся средства для совместной работы, реализуемые в виде портальных систем, входящие в ECM. Аналитический портал AIIM.org опубликовал исследование, которое обозначило уровень популярности подобных решений среди западных компаний.

В последнем исследовании Collaboration and Enterprise 2.0, проведенном среди 650 организаций мира, группа аналитиков AIIM проанализировала уровень распространенности решений для совместной работы над контентом. Участникам опроса предлагалось выбрать три инструмента, используемых организацией чаще всего. Результаты опроса показали, что порядка 40% респондентов активно задействуют так называемые Enterprise 2.0 функции в ECM-решениях или порталах для групповой работы на базе MS SharePoint, а 15% - в других решениях по совместной работе с документами. Почти 18% фирм используют для этого обычные средства для автоматизации делопроизводства внутри СЭД. При этом "лидером" по популярности остается электронная почта и отслеживание примечаний и аннотаций в документах MS Word (82% и 70%, соответственно). Кроме того, аналитики выявили, что специализированными средствами для организации совместной работы и рецензирования на базе wiki-технологий пользуются не больше 10-11% компаний.

В выводах к отчету AIIM также отмечено, что зарубежные фирмы используют Enterprise 2.0 не очень активно, несмотря на то, что они могут оптимизировать расходы компаний на выполнение процессов работы с контентом за счет более эффективных подходов в условиях нестабильной экономики. Респонденты отметили сокращение времени на поиск информации (49%), а также расходов на доставку контента (32%) среди 12 причин, обуславливающих внедрение систем совместной работы на предприятии. С этой точкой зрения отчасти согласны и игроки российского рынка СЭД. "Классическое внедрение системы управления контентом для многих компаний кажется сложной задачей. Пока компания не научится считать и осознавать, сколько она теряет времени на неэффективных процессах работы с документами, до тех пор она и не решит для себя, нужно ли ей оптимизировать эти процессы. Если говорить об Enterprise 2.0, то многие не очень понимают, что это: просто считают модным термином, не понимая, как такие подходы применять на практике", - полагает Григорий Липич, генеральный директор ABBYY Россия. По его мнению, производителям программного обеспечения нужно разговаривать с заказчиками на понятном им языке, в терминах возврата инвестиций и приносимой пользы от внедрения системы на конкретных участках работы потенциального заказчика. "Новинкой, требующей адаптации в консервативную корпоративную бизнес-среду" называет Enterprise 2.0 Виктор Сущев, директор по консалтингу DocsVision: "Носители новшества - преимущественно ИТ-шники и интернет-молодежь вне корпоративных культур, они не формируют технологическое предложение в виде бизнес-системы, понятной людям, принимающим решения". Эксперт приводит в пример электронную почту, длительное время являвшуюся инструментом для ИТ-специалистов, прежде чем стать использующейся в бизнесе. Кроме того, он замечает, что сейчас существует очень много схожих предложений соответствующих средств, как правило, невысокой зрелости, зато динамично меняющихся, и поэтому потребитель дезориентирован.

Схожего мнению придерживается и генеральный директор "1C-Битрикс" Сергей Рыжиков. Он полагает, что основная причина непопулярности таких систем заключается в психологии руководителей и их подчиненных. "Только новое поколение сотрудников, можно назвать их сотрудники 2.0, воспринимают коллективную работу и разделение информации как важную ценность, неотделимую от самой информации. Некоторые из них, уже сейчас, могут утверждать, что информация, которой вы не поделились - не представляет никакой ценности для компании", - уверен господин Рыжиков.

"Enterprise 2.0 - достаточно новая концепция и ее адаптация потребует некоторого времени", - рассуждает Андрей Трещук, заместитель управляющего директора TerraLink. "Надо заметить, что Enterprise 2.0, по сути, является идеологией построения пользовательских интерфейсов и средств взаимодействия приложений, и может применяться не только в портальных решениях, но и в широком спектре бизнес-приложений. Сам кризис не приведет к расширению применения Enterprise 2.0, так как средства совместной работы - это технологии, обоснование отдачи от которых является достаточно сложным занятием. Однако перспективы у этого сегмента рынка есть, поскольку крупные коммерческие организации уже созрели для Enterprise 2.0, за ними потянется средний и малый бизнес", - заключает спикер. Виктор Сущев отмечает, что такие технологии станут активно использоваться, когда вместо оформления в виде отдельных продуктов, подобные решения будут встраиваться в популярные портальные продукты и будут сформулированы бизнес-кейсы использования этой технологии как деловые регламенты и методик. При этом по его словам, "повысится восприятие технологии за счет притока в деловой мир тех, кто сейчас балуется этими инструментами для собственного развлечения и личного интереса".

В ответ на вопрос корреспондента CNews о том, какие были бы показатели среди отечественных компаний, если аналогичное исследование проводилось в России, игроки рынка практически сошлись во мнении, что почти все цифры необходимо было уменьшить в несколько раз. Григорий Липич и Андрей Трещук оценили уровень распространенности Enterprise 2.0 решений минимум в 2 раза меньше по сравнению с миром. "Системы коллективной работы и портальные решения когда-то очень плохо "пошли" на зарождающемся российском рынке ИТ-решений для бизнеса", - объясняет этот показатель господин Трещук. Виктор Сущев оценил показатели распространения wiki-подобных технологий и порталов в России по сравнению с Западом существенно ниже, в то же время СЭД и электронная почта достигли бы более высоких показателей.

Помимо уровня распространенности средств для совместной работы, в исследовании AIIM есть и данные по популярности уже внедренных таких решений. По данным опроса, 47% опрошенных компаний используют MS SharePoint, а 15% - другой пакет приложений для организации группового портала, в том числе, 4% работают на SaaS-решении. 23% компаний не использует такие продукты.

Впрочем, исследование выявляет и то, что 29% опрошенных организаций используют свои решения для совместной работы за пределами корпоративной сети, подключая к этим процессам своих партнеров и клиентов. Причина этого – стоимость лицензии на использование одного рабочего места, которая больше, чем для одной трети респондентов была сдерживающим фактором.