E-медицина: впервые в России

Бизнес
мобильная версия
Первым российским регионом, жители которого смогут в полной мере оценить преимущества e-health, по-видимому, станет Пензенская область. Внедряемая здесь информационная система позволит объединить лечебные учреждения всех уровней с региональными органами власти, а впоследствии стать составной частью единого общероссийского информационного пространства.

В Пензенской области реализуется программа создания единого информационного пространства в области здравоохранения. В настоящее время интегрированная информационная система активно внедряется в Каменском районе – уже объединены в сеть два медицинских комплекса, к которым будут подключены 43 удаленных территориальных учреждения.

Областная межведомственная программа информатизации медицинских учреждений была принята в 2005 году. Ранее по инициативе администрации Пензенской области в регионе началось внедрение телемедицинской сети, которая позволила объединить 26 центральных районных больниц и обеспечить их специалистам консультации 6 ведущих клиник по 40 профилям. Пока консультации осуществляются в режиме офлайн – анализы и измерения пересылаются по электронной почте. С 2005 года в области внедряется видеоконференцсвязь, к которой сейчас подключены 6 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

"Нормативов по оказанию телемедицинских услуг до сих пор не существует, - рассказала на заседании круглого стола "ИТ в национальном проекте "Здоровье", организованного по инициативе CNews, начальник управления информатизации Пензенской области Инна Ашенбреннер. - Телемедицина пока не включена в реестр оказания услуг, поэтому неизвестно, на каком основании ее можно использовать. Таким образом, механизмы оказания телемедицинских услуг созданы, а применение ее до сих пор не легализовано".

Учитывая накопленный опыт, руководство области решило начать формирование единого информационного пространства с создания инфраструктуры. Опробовав в рамках пилотного проекта ведущие клиники, авторы проекта приступили к информатизации первичного звена.

1 | 2 | 3 |

Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии

"Мы решили остановиться на наиболее простом варианте информатизации – централизованном. В этом случае сопровождение системы осуществляется в одном месте, там же происходят обновление, поддержка и доработка, – продолжает г-жа Ашенбреннер. - В фельдшерско-акушерских пунктах не надо устанавливать клиентскую часть, достаточно наличия Explorer. Используемая для нашей системы платформа легкая, не требовательная к "железу" и легко сопровождаемая".

"Пензенская область не относится к числу богатых российских регионов, тем не менее, там очень большое внимание уделяется здравоохранению. В отличие от других регионов, где традиционно происходит локальная ("островная" или "лоскутная") автоматизация, здесь взят курс на комплексный подход к информатизации всей сферы здравоохранения, - прокомментировал ситуацию для CNews Виталий Кондратенков, директор по развитию бизнеса компании InterSystems, на основании технологии которой осуществляется этот. - В настоящее время мы рассматриваем возможность расширения этого проекта вплоть до создания для всего социума региона единой интегрированной управленческой системы, включающей в себя и Минздравсоцразвития, и федеральные агентства, и региональные органы власти, и страховые компании и медицинские учреждения всех уровней".

Проектом предусмотрено внедрение в ЛПУ электронных историй болезни, ведение электронного реестра оказанных медицинских услуг, персонифицированного учета медикаментов, формирование статистической и экономической документации в первичном звене и переход к электронному документообороту в регионе. Пока медицинские учреждения не имеют возможности полностью отказаться от бумажного документооборота, и в первую очередь это связано с отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, но руководство области надеется, что вскоре все истории болезни будут перенесены из бумажных карточек в электронную базу.

"В системе организовано единое электронное расписание, что очень важно для жителей отдаленных деревень. Приходя в свой медико-акушерский пункт, который находится за 20 км от ЦРБ, пациент имеет возможность записаться на прием на конкретное время к конкретному врачу и спланировать свой приезд к этому специалисту, - рассказывает Инна Ашенбреннер. - Также, не выезжая в районную больницу, он может узнать результаты обследования, анализов, что позволит фельдшеру оперативно начать выполнять назначения врача".

Одной из главных проблем при внедрении системы было преодоление "психологического барьера" внедрения новых технологий. Для этого было организовано двухуровневое обучение пользователей. На первом этапе более 200 человек прошли курс компьютерной грамотности, а затем приступили к изучению работы самой системы. По словам Инны Ашенбреннер, результаты превзошли сами себя – люди не стали отторгать новые технологии.

"Если врач, получив оборудованное компьютером рабочее место, почувствует облегчение в решении повседневных вопросов, сможет решать их быстрее, минимизирует влияние "человеческого фактора", то ему будет значительно легче перейти на новые технологии – считает Виталий Кондратенков. - Наше решение позволяет применять тактику оперативного реагирования на пожелания и замечания пользователей. Благодаря использованию в качестве базовой технологии СУБД Cache, внедряемое решение высокопроизводительно, адаптивно и имеет высокий уровень гибкости, поэтому все человеко-машинные функции действительно выполняются в режиме онлайн, любое замечание пользователя отрабатывается в кратчайшие сроки, что способствует преодолению "психологического барьера" в процессе перехода на новые технологии".

По словам г-на Кондратенкова, при реализации проектов такого рода очень важно иметь нормальную информационную поддержку в каждом конкретном ЛПУ, но нельзя забывать и об управленческом аспекте. В настоящее время проект переходит в "рутинную" фазу – все технологии уже опробованы, и самое главное уже есть – это финансирование, политическая воля и внедренческая команда.

Среди других регионов, где начали активно внедрять комплексные информационные медицинские системы отмечены Татария и Башкирия. "В данном случае можно говорить о неких точках роста, точках кристаллизации, - отмечает Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии. - К ним можно отнести и Самарский онкологический центр, и Пензенский проект комплексной информатизации здравоохранения области".