E-mail становится платным

Интернет Бизнес Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Надежда Генина
Компании Yahoo и America On-Line анонсировали новую услугу для корпоративных клиентов: платную доставку электронных писем, гарантирующую защиту от спам-фильтров. Несмотря на то, что приходить такие письма будут только по согласию адресата, сама идея платных рассылок не всем по душе, да и то, что она остановит спамеров, далеко не очевидно.

За гарантированную доставку писем потенциальным клиентам компаниям придется платить от $0,0025 до $0,01. Оплаченные сообщения будут обходить любые спам-фильтры, но только при условии предварительной письменной договоренности между отправителем и адресатом. Неоплаченные письма будут автоматически направляться в спам-фильтры. По мнению представителей Yahoo и AOL, такая услуга существенно повысит эффективность доставки писем в эпоху тотальной сетевой криминализации и даст добропорядочным пользователям возможность наладить контакт с потенциальными потребителями. При этом компании по-прежнему будут предоставлять услуги бесплатной почты.

Администратором платной почты станет компания Goodmail Systems. AOL планирует запустить новый сервис через два месяца. Yahoo пока что не закончила согласование всей необходимой документации и в ближайшее время подобных услуг предоставлять не будет. Оплаченные сообщения AOL будут помечаться надписью «AOL Certified E-Mail».

В Yahoo и AOL уверены, что новая услуга станет популярной среди производителей лицензионных товаров и услуг (поскольку сейчас большая часть коммерческих предложений, рассылаемых по e-mail, не доходит до покупателей, оседая на защитных фильтрах), а проект в скором времени принесет большую прибыль. Помимо этого, Yahoo и AOL надеются, что таким образом удастся сократить количество спама и фишинг-атак.

"Мы понимаем, откуда взялась идея подобного сервиса — прежде всего, это желание остановить гонку вооружений в области спама и борьбы с ним, — говорит Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru. — Спам так широко распространен именно по той причине, что он очень дешево обходится отправителю — за его распространение поневоле платят все остальные (провайдеры, получатели, владельцы сервисов веб-почты и т.п.). Если бы каждое отправленное письмо стоило каких-то денег, то желающих их рассылать было бы на порядок меньше, т.к. рентабельность этого «бизнеса» сильно понизилась бы".

Однако в действенности подобного сервиса как средства борьбы со спамом уверены не все. «Увы, борьба со спамом часто подменяется имитацией такой борьбы, борются не с причиной, а с симптомами, — говорит Евгений Альтовский из российского комитета Программы ЮНЕСКО „Информация для всех“. — Обидно, что этим занимаются крупнейшие корпорации, которые могли бы стать „локомотивом“ внедрения действительно кардинальных нововведений в области борьбы со спамом».

По мнению эксперта, проблема спама, как и ряд других проблем, связанных с  интернетом, лежит в плоскости анонимности, а не платности/бесплатности услуг и сервисов. До тех пор, пока будет существовать возможность «напакостить и  остаться анонимным», а, соответственно, и безнаказанным, ни спам, ни прочие специфичные «компьютерные» преступления не исчезнут, подчеркивает г-н Альтовский.

С предложенным нововведением мало что изменится, полагает он. Спамеры, которые и сейчас отправляют свой мусор через захваченные ими компьютеры и сети, будут продолжать посылать их с помощью зараженных ПК организаций, заплативших за право приоритетной доставки своей корреспонденции. Они по-прежнему не будут платить за рассылаемый ими спам, все шишки по-прежнему будут валиться на владельцев недостаточно защищенных компьютеров.

Несмотря ни на что, в востребованности нового сервиса Yahoo и AOL никто из опрошенных CNews экспертов не сомневается. "Исходя из вышеизложенного, сервис не должен быть востребован, однако жизнь показывает, что теория сильно расходится с практикой, — констатирует Евгений Альтовский. — Кто-то будет просто вынужден играть по новым правилам, иначе его почта не будет поступать клиентам тех почтовых серверов, владельцы которых участвуют в этой программе. А кто-то просто купится на рекламу очередного «нового средства, позволяющего кардинально решить проблему спама».

«Сервис, видимо, будет в какой-то мере востребован — просто потому, что не существует такого рекламного инструмента, который бы хоть раз не опробовали рекламодатели», — считает Михаил Ушаков, руководитель пресс-службы «Яндекса». Что касается приверженцев в России, то здесь, по словам г-на Ушакова, надо иметь в виду два фактора. Первое — провайдеры почты (особенно бесплатной) находятся на высококонкурентном рынке, где важным фактором привлечения пользователя является репутация. Второе — спам уже давно вызывает устойчивое раздражение у пользователей. Таким образом, любой владелец сервиса, который берется гарантировать рекламодателям доставку писем своим пользователям, рискует тем, что пользователи расценят подобные действия как поддержку спама, будут недовольны ими и, соответственно, поменяют провайдера.

Вице-президент Mail.ru также не исключает, что внедрение нового сервиса будет встречено интернет-общественностью очень болезненно, однако по другой причине: «Пока технология будет отрабатываться, под действие этих правил, так или иначе, попадет и большое количество некоммерческой личной переписки, — подчеркивает она. — Закончится ли это начинание успехом или будет отменено под давлением общественности, сейчас сказать сложно».

Следует отметить, что на минувшей неделе в Давосе, на Всемирном экономическом форуме, Билл Гейтс (Bill Gates), глава корпорации Microsoft — главного конкурента Yahoo и AOL, — высказал аналогичную идею платной почты как наиболее действенного на сегодняшний день механизма борьбы со спамерами, чем вызвал бурю недовольства со стороны общественности.

Что же касается России, то ни Mail.Ru, ни «Яндекс» не планируют в ближайшее время подобных нововведений. «Как я уже говорил выше, здесь надо быть аккуратным, — подчеркивает Михаил Ушаков. — Если делать такой сервис, то только по явному согласию пользователя (то, что называется opt-in). То есть пользователь должен самостоятельно подписаться на доставку рекламных писем в свой почтовый ящик. И эта подписка должна быть явной, то есть при создании почтового ящика никакая опция вроде „получать рекламные письма“ не должна быть включена по умолчанию».

Директор по развитию бизнеса РБК СОФТ Тимур Аитов указывает на другой возможный эффект введения платных e-mail. «Введение платной доставки электронных писем только подстегнет «электронную инфляцию», цены в интернет-магазинах неминуемо возрастут, - подчеркивает он. - Сегодня практически все постоянные on-line-покупатели давно подписаны на маркетинговые рассылки – в них содержатся сведения о новых поступлениях в магазины, промоакциях и прочем. После введения нового сервиса за эти рассылки магазинам придется платить – и свои затраты они неминуемо внесут в стоимость товара».

По мнению эксперта, даже базовая цена за одно электронное письмо, предложенная AOL, учитывает реальную вероятность покупки товара под воздействием массовой рассылки и того условия, что продавец дополнительно повысит розничные цены не более чем на 2%-3% для оплаты возникших затрат на рекламу. Если же, к примеру, назначить стоимость электронного письма больше, чем $0,01 – значит заведомо сделать рассылку нерентабельной. «В условиях России аналогичные вероятности покупок при получении предварительной информации из рассылки примерно в 10-100 раз ниже, чем на Западе - поэтому нововведения AOL у наших сетевых гигантов пока не вызывают особого энтузиазма, но это – только пока», - говорит директор по развитию бизнеса РБК СОФТ.

Аналитика по теме "Поисковики в России.Перспективы продвижения."