Эксперимент: «Планшет Чубайса» ломается чаще всех

Интеграция ИТ в госсекторе Внедрения
мобильная версия
, Текст: Наталья Лаврентьева
В России подвели итоги годового эксперимента по использованию электронных учебников в школах девяти регионов. По его результатам были сделаны выводы о надежности устройств и влиянии электроники на успеваемость школьников.

Подведомственный Минобрнауки Федеральный институт развития образования (ФИРО) выпустил отчет об итогах масштабного эксперимента по использованию электронных учебников в российских школах. Эксперимент проводился в 2011-2012 учебном году в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)», утвержденного распоряжением правительства.

В пилотном проекте приняли участие 38 школ из 9 субъектов России: в общей сложности около 3,5 тыс. учащихся и 503 педагога. Основную часть «подопытных» составили учащиеся 6-7 классов, которые использовали электронные учебники для занятий по основным школьным предметам. В качестве материалов электронных учебников выступали электронные копии классических учебно-методических материалов, изначально подготовленных для печати, говорится в отчете ФИРО. Помимо них использовались и другие образовательные ресурсы, конвертированные под мобильные устройства, главным образом, для фронтальной работы в классе.

Чаще других ломалась «читалка Чубайса»

На сайте мониторинга эксперимента говорится, что в нем использовались 927 устройств PocketBook Pro 9XX, Plastic Logic 100 - 834 штук, Ectaco JetBook Color - 126 штук, Intel Classmate PC - 127 штук, Asus Eee PC 1015PW - 60 устройств, и enTourage eDGe - 35 устройств. Они закупались за счет региональных бюджетов, рассказал CNews начальник отдела Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФИРО, руководитель проекта по апробации электронных учебников Виктор Тармин.

В том же источнике указано, что устройства enTourage и Asus дошли до учащихся в полном составе, а остальные - от 16,7% до 49,4% от объема поставки. «Устройства закупались с запасом на случай поломок плюс устройства для учителей и других работников системы образования», - говорит Тармин. Для каких еще сотрудников системы образования, помимо учителей, закупалась эта техника, в ФИРО затруднились ответить: «это определяли сами регионы, это их деньги».

Что касается поломок, по данным мониторинга эксперимента чаще всего выходил из строя Plastic Logic 100, известный как «планшет Чубайса» - 8,4% от поставленных устройств. На втором месте, но с большим отрывом, оказался Pocketbook - 0,32% устройств.

[an error occurred while processing this directive]

В 2011 г. глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс демонстрировал устройство Plastic Logic 100, созданный одноименной британской компанией, Владимиру Путину. Позиционировался он как планшет для школьников. Сама «Роснано» озвучивала планы по многомиллионным инвестициям в Plastic Logic при условии открытия завода компании в Зеленограде. В 2012 г. Plastic Logic отказалась от планов по выпуску планшетов, решив ограничиться выпуском пластиковых компонентов для других компаний.

iPad не прошел

Напомним, что в образовательных учреждениях США в настоящее время все большую популярность приобретает iPad. По мнению местных аналитиков, в школах этой страны он даже начинает вытеснять ПК. В российском эксперименте iPad не вошел в список используемых устройств. «Более года назад были довольно долгие и содержательные дискуссии по поводу мобильных устройств для проекта. iPad не выбрали, в первую очередь, из-за того, что не было электронных образовательных ресурсов, которые можно воспроизводить на нем. Большинство таковых сделано с использованием технологии Adobe Flash, а iPad ее не поддерживает», - говорит Виктор Тармин.

Adobe осенью 2011 г. заявила о прекращении разработки Flash-плеера для мобильных устройств. Представители компании тогда указывали, что все популярные мобильные устройства поддерживают технологию HTML5. «Стандарт на HTML5 до сих пор официально не утвержден, насколько я в курсе. И это планируется сделать только года через два. Год назад мы находились в ситуации с очень сжатыми сроками. Разрабатывать новые электронные образовательные ресурсы в новой технологии возможности на тот момент не было», - отмечает представитель ФИРО.

Где электронный учебник, там «отличников» меньше

В отчете ФИРО приводится сравнение общей успеваемости за учебный год учащихся из экспериментальных классов, использовавших электронные учебники, и контрольных классов. Так, в экспериментальных классах среднегодовая доля «отличников» составила 5,5%, а в контрольных - 7,3%. Вместе с тем, в классах с электронными учебниками оказалась ниже и доля «троечников»: 38,9% против 47,1% в контрольных классах, говорится в отчете.

Сравнение успеваемости учащихся по группам предметов на конец учебного года показывает, что наилучшие результаты учащиеся 6-х классов имеют по тем предметам, где преподавание велось с использованием как электронных, так и бумажных учебников, а учащиеся 7-х классов – по предметам, преподававшимся только с использованием электронных учебников.

Сравнение среднего балла за учебный год по группам учебных предметов. Истичник: ФИРО

Учителя, в свою очередь, констатируют, что «работа с электронными учебниками способствует формированию таких предметных, интеллектуальных и общеучебных компетенций, как способность быстрого восприятия учебного материала, развитие визуального внимания и умения анализировать, оценивать результат, умение планировать работу по выполнению задания, информационная культура и коммуникабельность», говорится в отчете ФИРО.

Родители не в восторге

Организаторы эксперимента поинтересовались отношением родителей учащихся к электронным учебникам: всего было опрошено 819 человек. Больше всего они оказались удовлетворены удобством переноски электронных учебников домой и в школу - 80% опрошенных сошлись во мнении, что это очень удобно. 71% анкетированных также считает, что их очень удобно хранить. Аналогичные преимущества в первую очередь отмечают и сами ученики.

Родительские оценки потребительских характеристик носителей электронных учебников оказались сравнительно невысокими. По сравнению с началом апробации к концу учебного года большее количество родителей отдает предпочтение бумажному учебнику, нежели электронному, констатирую в ФИРО.

Готовность родителей учащихся платить за электронный учебник. Источник: ФИРО

Меньше всего родителям нравится цена электронного учебника (при опросе использовалась стоимость в 12 тыс. руб.). 30% считают, что она «не лезет ни в какие ворота», а свыше 40% родителей видят ее как среднюю. 70% родителей не готовы платить за электронный учебник: при этом подавляющее большинство из них мотивирует нежелание тем, что электронные учебники им обязано предоставить государство, и чуть более 20% родителей - тем, что они им не нравятся.

Светлое будущее

ФИРО планирует продолжить работы по внедрению электронных учебников в систему российского образования, говорит руководитель пилотного проекта Виктор Тармин. Институт разработал практические предложения для Минобрнауки по совершенствованию и внедрению электронных учебников, организации их дистрибуции, по развитию системы повышения квалификации преподавателей и созданию условий здоровьесберегающей эксплуатации электронных учебников, а также рекомендации по совершенствованию электронных учебников для производителей технических средств и образовательного контента. Минобрнауки уже в курсе предложений института, добавляет Тармин.

Так, например, ФИРО предлагает инициировать разработку отраслевых технических стандартов и санитарных правил и норм, определяющих требования к современным мобильным устройствам – носителям электронных учебников при использовании их детьми школьного и дошкольного возраста и к электронному контенту, а также оказать господдержку - софинансирование отдельных этапов - разработки и внедрения первичной партии электронных учебников для общего, а также начального и среднего профессионального образования. Предусмотреть отдельную статью расходов в бюджетных средствах, направляемых в образовательные учреждения.

Среди других предложений института - создать федеральный перечень электронных учебников и оргинизовать их содержательную и функционально-техническую экспертизу. В пример возможной модели дистрибуции образовательного контента авторы отчета приводят магазин iTunes от Apple.