Спецпроекты

Депутаты утвердили наказание для операторов, неспособных отпустить абонента

Телеком Бизнес Мобильная связь Законодательство
Госдума приняла закон о наказании сотовых операторов, которые не смогут обеспечить своим абонентам уход к конкурентам с сохранением номера. Таких абонентов придется обслуживать бесплатно, правда, данная норма вступит в силу только с 1 марта.

Госдума приняла во II и III чтениях поправки к Закону «О связи», вводящие наказание для сотовых операторов за непредоставление своим абонентам возможности ухода к конкурентам с сохранением номера (принцип MNP). Такие операторы должны обслуживать абонентов бесплатно вплоть до их перехода в выбранную сеть.

В ходе II чтения была внесена поправка, которая содержит отсрочку по введению данной нормы. Наказание для операторов начнет действовать не с 1 декабря, как сам принцип MNP, а только с 1 марта. Также в ходе обсуждения рассматривалась поправка о том, что не только «оператор-донор», но и «оператор-реципиент» (то есть тот, к кому переходит абонент) должен будет нести ответственность за неисполнение своих обязательств.

Предполагалось, что «реципиентов» будут наказывать отзывом лицензии. Но в итоге от столь радикальных мер отказались. Отметим, что первоначально идею о наказании сотовых операторов за срыв MNP выдвинул министр связи Николай Никифоров. Правительство в лице вице-премьера Аркадия Дворковича дало отрицательный отзыв на данный законопроект, однако он все равно был принят.

Напомним, сотовые операторы не только против введения данного наказания — они предупреждают об общей неготовности к введению MNP с 1 декабря. В частности, еще не приняты все нормативные акты, а также не проведены необходимые межсетевые тесты. В связи с этим Минкомсвязи уже инициировало принятие поправок в Правила оказания услуг подвижной связи, в соответствии с которыми «оператор-реципиент» вправе будет отложить прием абонента от конкурента с сохранением номера до 15 апреля.

Операторов накажут за невозможность отпустить пользователя к конкурентам
Операторов накажут за невозможность отпустить пользователя к конкурентам

«Мы считаем избыточной инициативу обязать операторов, технически не готовых к передаче номеров по MNP, бесплатно обслуживать абонентов, — говорит пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина. — Гражданский кодекс однозначно определяет услуги связи как возмездные. К тому же, технические проблемы с введением MNP могут возникнуть не только у оператора-донора, но и у оператора-реципиента: в этом случае наказанными окажутся не операторы, а абоненты, оставшиеся без связи».

Кроме того, как отмечают в «Мегафоне», «операторы, в наименьшей степени готовые к внедрению MNP, (речь идет, прежде всего, о небольших региональных операторах) в свою очередь рискуют столкнуться с тем, что в их офисы нагрянут абоненты, спешащие подать заявления о переходе в другие сети только ради возможности пользоваться услугами связи бесплатно».

«У нас вызывает беспокойство вопрос качества услуги и доступности всех сервисов сотовой связи на перенесенных номерах после 1 декабря, поскольку если будет готова только, например, «большая тройка», в целом это не даст эффекта, и ряд сервисов — входящие звонки, SMS и MMS с других сетей, роуминг — могут быть недоступны для абонентов, — добавляют в «Вымпелкоме». — Между тем в России, помимо крупных операторов, действует масса региональных операторов связи, и готовность их к 1 декабря под вопросом. Также, помимо операторов должны быть готовы и другие игроки рынка, которых затрагивает MNP, например платежные системы и банки».



Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Стратегия месяца

Уже появляются российские эквиваленты западных решений для банков

Сергей Пегасов

CIO Промсвязьбанка