CNews FORUM 2008 обозначит ИТ-тренды в банках

Бизнес Интеграция Конференции
мобильная версия
, Текст: Надежда Генина
Конференция-выставка CNews Forum 2008 соберет 30 октября представителей всех российских отраслей, активно внедряющих технологии, в том числе из финансового сектора. Эта площадка, организованная независимым аналитическим СМИ, позволит обозначить основные тенденции развития банковского сектора в области использования ИТ, а также поможет поставщикам ИТ-услуг и решений для банков лучше понять потребности отрасли и найти общий язык с заказчиками.

Послушать о ходе автоматизации российской экономики, посмотреть вживую на технологические новинки, поговорить с ИТ-вендорами, а также поучаствовать в дискуссиях с коллегами по цеху приглашены первые лица российских банков.

Специалисты CNews Analytics попросили приглашенных банкиров и финансистов назвать основные тенденции автоматизации российского финансового сектора. Так, по мнению Михаила Сенаторова, заместителя председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России), это централизация обработки и управления информацией, а также предоставление клиентам современных средств доступа и управления счетами.

По словам Сенаторова, централизация обработки и управления информацией особенно важна для крупных развивающихся филиальных банков: «Консолидация, интеграция и управление данными – самая главная тенденция, которая наметилась в последние годы, - говорит он. - Это объясняется тем, что сокращение внутренних издержек в банковском бизнесе – одно из очень сильных конкурентных преимуществ». Информационные технологии призваны сократить эти издержки. Второе направление, которое сегодня очень важно для банковского бизнеса и в котором он сейчас активно развивается – это интернет-технологии. Веб-приложения дают возможность работать с виртуальным банком не только в плане совершения операций по счету, но и, к примеру, для принятия решения о привлечении кредита или вложении средств в инвестиционный фонд.

Как рассказал CNews Михаил Сенаторов, Банк России сейчас находится на этапе смены ИТ-концепции. «В 90-е гг. и в начале 2000-х гг. мы, в основном, развивали ИТ-инфраструктуру, насыщали возможности наших подразделений доступом к различным нашим базам данных и другим информационным ресурсам, - объясняет он. – Теперь Банк России понял, что базовая ИТ-инфраструктура создана, и все больше ресурсов становятся централизованными. Теперь же начинается развитие функционала существующей ИТ-инфраструктуры, направленное на решение новых задач, с которыми сталкиваются наши подразделения». По словам зампреда Банка России, изменения, связанные с воплощением в жизнь новой ИТ-концепции (рассчитанной на 2008-2013 гг.), стали внедрять около полутора лет назад, и теперь занимают все больше времени ИТ-подразделений. «Так что сейчас мы находимся в переломной стадии», - отмечает Михаил Сенаторов.

Cтарший вице-президент и CIO ВТБ Дмитрий Назипов в интервью CNews отметил, что многие банки сейчас идут путем совершенствования существующих систем и замены отдельных продуктовых приложений путем внедрения «правильной» сервисно-ориентированной архитектуры. По словам Назипова, это «архитектура с опорой на интеграционную платформу, с внедрением аналитического слоя, с выстраиванием гибкой и интегрированной среды, где объединяются лучшие в своем классе приложения». Российские ритейловые банки, по его мнению, достаточно хорошо поработали над развитием каналов доставки и предоставления услуг.

CNews FORUM 2008

Участие в CNews Forum 2007 приняли более 500 специалистов, и он запомнился его посетителям интересным составом участников. Среди них были представители порядка 50 финансовых организаций, среди которых ВТБ, Росбанк, Газпромбанк, Русский Банк Развития, Банк Москвы, Альфа Банк, Ситибанк т другие.

В этом году ожидается более 600 участников. На данный момент уже зарегистрировалось порядка 300 участников, среди которых представители следующих банков: Уралсиб, Банк Ренессанс Капитал, Русский Банк, Развития, Банк Москвы, Банк Русский стандарт, Росбанк, Бинбанк, Банк Сосьете Женераль, Газпромбанк.

«Совершенствование внутренних банковских бизнес-процессов и оптимизация ИТ-систем в этом направлении, вероятно, будет следующим трендом, необходимым для обеспечения высокой операционной эффективности и снижения операционных расходов, - говорит Назипов. - Мы для себя определили сферу совершенствования бизнес-процессов - это достижение экономического эффекта и снижение себестоимости операций за счет их оптимизации, а также упрощения движения документов».

Дмитрий Степанков, директор по управлению изменениями ФГ «Компания Розничного Кредитования», в свою очередь, полагает, что ИТ-приоритетами отечественных банков является построение отказоустойчивой и, в меньше степени, масштабируемой и управляемой ИТ-инфраструктуры. «Отказоустойчивость - это единственное, что ИТ-директор не может переложить на кого-то другого, и за это, по большому счету, с него и спросят, - говорит Степанков. - Если ИТ-директор, к тому же, хороший администратор, то он ставит акценты в области управляемости. А если он еще и амбициозен, то акцентируется и на масштабируемости. Причем, подчеркиваю, все три направления независимы, то есть можно сосредоточится на отказоустойчивости, намеренно ограничивая управляемость и масштабируемость. Все остальное – вроде выбора конкретных систем, производителей и технологий - зависит от указанных выше приоритетов».

Алексей Корнилов, начальник управления информационных технологий «Евразийского банка развития», среди основных ИТ-приоритетов работающих в России банков называет обеспечение достаточного уровня доступности и непрерывности сервисов, предсказуемость времени восстановления в абсолютно любой ситуации (за исключением катастроф планетного масштаба, естественно), а также масштабируемость сервисов в соответствии с ростом бизнеса. «Особо следует отметить, что никого более не устраивают проекты, длящиеся годами без очевидных результатов: менеджмент требует показывать результат в обозримые сроки, обычно около полугода», - подчеркивает он.

Игорь Шардыко, начальник отдела ИТ «Собинбанка», называет следующие ИТ-приоритеты: развитие бизнеса (гибкость и ценовая эффективность при планировании ресурсной ёмкости, повышение производительности, масштабируемость систем), повышение конкурентоспособности (скорость и качество обслуживания – совершенствование бизнес-процессов, достаточный уровень техподдержки сотрудников банка), обеспечение непрерывности бизнеса (отказоустойчивые системы, защищенность от аппаратных и программных сбоев, постоянная доступность систем). Кроме того, это развитие высокотехнологических направлений в бизнесе (интернет, мобильный банкинг и т.п.), защита финансовой информации и клиентских баз, а также выполнение требований регламентирующих органов и финансовых организаций (подготовка и предоставление необходимой информации в максимально короткие сроки).

Сергей Бунин, системный аналитик «АПР-Банка», в свою очередь, отмечает, что за последние несколько лет приоритеты малых банков сместились с «железа» в область ПО и организации ИТ-инфраструктуры. Свои места скоро займут ITSM, SOA и интеграция систем. «В конце этого года и следующем в банках будут актуальны вопросы безопасности ИТ, - полагает Бунин. - Это связано с грядущими изменениями в законодательстве. Многие системы и собственные банковские разработки не соответствуют необходимым требованиям, следовательно, подлежат доработке».

Респонденты CNews Analytics описали также наиболее часто встречающуюся структуру распределения ИТ-бюджетов банков. Так, Дмитрий Назипов из ВТБ отмечает, что до последнего времени в ИТ-бюджетах сектора преобладали инфраструктурные проекты: приобретение серверного и телекоммуникационного оборудования, систем хранения. «Сейчас банки активно реализуют программы по лицензированию используемого программного обеспечения, - говорит он. - Достаточно заметно выросли затраты на приложения. Значительные средства тратятся на внедрение продуктовых приложений, хранилищ данных, интеграционных платформ, на связанный с этим консалтинг».

По мнению Дмитрия Степанкова, в ИТ-бюджет банков входят две основные группы статей: это поддержка существующей инфраструктуры и ее дальнейшее развитие. Подходы к этим группам разные: если поддержка достаточно хорошо прогнозируется на длительный период вперед, понятна финансистам по структуре расходов, то с ней, как правило, проблем не возникает. Развитие же постоянно наталкивается на сложности с бюджетом. «Поскольку бюджеты закладываются в текущем году, а идеи и проекты, которые эти бюджеты будут оплачивать, придут только в следующем, то постоянно возникают расхождения между планом и фактом, - говорит он. - Хорошо, если в банке существует эффективная система внесения поправок в бюджет, а если нет? По суммам поддержка, как правило, превосходит развитие. А то, во что вкладываются основные средства, сильно зависит от сегмента, в котором работает тот или иной банк».

По наблюдениям Степанкова, активно развивающийся розничный банк федерального уровня вкладывает, в основном, в системы документооборота, хранилища данных и системы отчетности. Инвест-банки, скорее, тратятся на системы управления рисками и, в редких случаях, на автотрейдеров. Мелкие региональные банки больше заняты оптимизацией инфраструктуры и коммуникациями. «Тем не менее, все зависит от принятия менеджментом правильных решений, - подчеркивает он. - Известны случаи, когда основной статьей ИТ-бюджета становится замена центральной банковской системы – бессмысленный по целям, бесконечный по срокам и огромный по ресурсам проект».

Алексей Корнилов из «Евразийского банка развития» считает, что ИТ-бюджет формируется все-таки по текущим расходам «от достигнутого», а в части капиталовложений (инвестиций) - от запросов бизнеса, здесь практически всегда проводятся конкурсные процедуры. «Структура ИТ-затрат в 2008 г. у нас следующая, - говорит он. – На инвестиции в аппаратное обеспечение приходится 17% ИТ-бюджета, на программное обеспечение - 43%. Расходы на обслуживание оборудования и ПО составляют 16%, на связь (включая аренду каналов, интернет, телефонию и т.д.) - 19%. На консалтинг выделено 4% ИТ-бюджета».

CNews FORUM 2008

Особенностью CNews FORUM 2008, который состоится 30 октября, станет Meeting Point – площадка, где компании смогут представить свои новинки, провести семинары для участников Форума, встречи с клиентами, другие мероприятия.

Таким образом, CNews FORUM это не только выставка и конференция, но также и площадка с возможностью встреч с потенциальными клиентами, экспертами и представителями органов государственной власти, в рамках которых можно найти новые лиды, новые каналы сбыта своей продукции, новых пользователей услуг. Уже сейчас вы можете назначить встречу с зарегистрированными участниками CNews FORUM 2008.

CNews FORUM 2008