Чиновники потратили 76 млн руб. на неработающую информационную систему

Бизнес Интеграция Инфраструктура ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Россвязь потратила i76 млн на доработку своей информационной системы для контроля за отчислениями операторов связи в Резерв универсального обслуживания. Однако ее основное назначение не выполняется, установили в Счетной палате. Кроме того, аудиторы отметили низкую востребованность самих универсальных услуг.

Неработающая информационная система

Коллегия Счетной палаты рассмотрела доклад о проверке отчислений операторов связи в Резерв универсального обслуживания и компенсации государством убытков операторов универсального обслуживания. У аудиторов возник целый ряд замечаний к реализации этих проектов.

За функционирование универсальных услуг связи отвечает Федеральное агентство связи (Россвязь), которое собирает со всех телекоммуникационных компаний 1,2% от их выручки в соответствующий Резерв. В 2010 г. - 2011 г. Россвязь провела модернизацию своей информационной системы с целью автоматизации процессов сбора, хранения, поиска и выдачи необходимой информации для выполнения государственных функций агентства. Стоимость проекта составила i76,5 млн.

«Однако на момент проверки процесс сбора информации, в том числе введение сведений о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания, проводился в ручном режиме, - рассказал аудитор Счетной палаты Сергей Шторгин. - Также не была решена задача автоматизации функции поиска и выдачи корректной информации для контроля за операторами сети связи общего пользования. Таким образом, основное назначение информационной системы в полной мере не выполняется: с ее помощью невозможно провести мониторинг осуществления операторами связи обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за отчетный период».

В Россвязи с критикой в адрес своей информационной системы не согласны. «В системе есть личный кабинет, который позволяет операторам связи направить данные об осуществленных ими платежах в Резерв универсального обслуживания, - говорит представитель ведомства Владимир Калинин. - Однако не все операторы этой возможностью пользуются, в связи с чем в остальных случаях нам приходится вводить данные вручную. Сейчас мы добиваемся от Минкомсвязи внесение изменений в нормативно-правовую базы, которые обязали бы операторов работать с нашей системой, чтобы сделать процесс полностью автоматическим для всех».

Задолженность государства на 10,9 млрд рублей

Кроме того, Счетная палата обратила внимание на проблему задолженности государства перед операторами универсального обслуживания. На конец 2013 г. в России было 21 таких операторов, которые запросили у Россвязи выплатить им за тот год i18,1 млрд. Россвязь утвердила выплаты только на i16,2 млрд. За первую половину 2014 г. эти же операторы сделали запросы на выплату им i8,4 млрд, Россвязь утвердило выплаты на i7,5 млрд.


Россвязь не может автоматизировать сборы с операторов связи в Резерв универсального обслуживания

Однако денежные средства операторам универсального обслуживания выплачены не были: это связано с тем, что с 1 июня 2014 г. единым оператором универсального обслуживания стал «Ростелеком», в адрес которого и были перенаправлены денежные средства. До этого он в рамках универсальной услуги обслуживал только таксофоны, при этом в ряде регионов этим занимались альтернативные операторы. Большинство же контрактов на обслуживание другого вида универсальной услуги – пунктов коллективного доступа в интернет (ПКД) – имела «Почта России».

В результате у Россвязи образовалась задолженность перед операторами универсального обслуживания на сумму i10,9 млрд. В соответствие с ранее принятым правительством решением, данная задолженность будет погашаться в течение 2015 г. - 2017 г. В том числе в 2015 г. должна быть погашена задолженность перед всеми альтернативными операторами на общую сумму i1,2 млрд, а также частично перед «Ростелекомом» и «Почтой России» на сумму i2,8 млрд, рассказал аудитор Сергей Шторгин.

Но, помимо долгов по «старым» контрактам на универсальное обслуживание, у государства может возникнуть задолженность и по новому контракту с «Ростелекомом». В рамках этого контракта «Ростелеком» ежегодно должен получать i16,3 млрд. В то же время Россвязь прогнозирует, что в 2015 г. объем Резерва универсального обслуживания составит i14,5 млрд, в будущем - i14,2 млрд, то есть средств будет недостаточно.

Кому все это нужно?

Наконец, Счетная палата обратила внимание и низкую востребованность универсальных услуг, связанную, в том числе, нерыночными ценами на соответствующие сервисы. Так, в Центральном округе стоимость звонка по таксофону составляет от i3,82 до i10,04 за минуту, тогда как у сотовых операторов цена одной минуты составляет от i0,13 до i0,81 за минуту. В результате в 2012 г. -2014 г. объем оказания услуг с помощью универсальных таксофонов снизился на 27,9%, а доходы от них упали на 42,8%. Аналогичным образом объем с помощью ПКД упал на 66,8 %, а дохода от них на 67,3%.

В этой связи Шторгин поставил под сомнение амбициозный проект по ликвидации «цифрового неравенства»: в соответствии с вышеупомянутым контрактом с «Ростелекомом», предполагается провести магистральные волоконно-оптический каналы связи со скоростью доступа не менее 10 Мбит/с во все населенные пункты с числом жителей от 250 до 500. В Счетной палате опасаются, что эти услуги также будут не востребованы.

В Россвязи уверены, что тарифы на пользование универсальными таксофонами находятся на уровне рыночных. А вот тарифы на работу с ПКД действительно несколько лет не менялись и стали выше, чем у других операторов связи. Но в соответствие с недавним постановлением правительства максимальный уровень тарифов на работу с ПКД был снижен с от i0,04/МБ на европейской территории России территории о i0,66/МБ на территории Чукотки, и в течение ближайших нескольких месяцев «Ростелеком» должен будет привести свои тарифы в соответствие с данными пределами. В Минкомсвязи от комментариев отказались.