Чаще всего абоненты жалуются чиновникам на «Акадо»

Безопасность Бизнес Госрегулирование Законодательство
мобильная версия
, Текст: Наталья Лаврентьева
В отчете Роскомнадзора говорится, что в 2009 г. жалоб в ведомство стало поступать больше, а внеплановых проверок при этом проводиться меньше. Чаще всего граждане жалуются на операторов связи, среди которых с большим отрывом лидирует «Акадо».

Роскомнадзор опубликовал отчет о своей деятельности за прошлый год. Как следует из документа, общее число жалоб, поданных гражданами в ведомство в 2009 г., выросло в три раза по сравнению с позапрошлым годом (465 и 146 соответственно). В своих жалобах граждане обращались по вопросам нарушения требований закона в части отсутствия согласия на обработку их персональных данных, неправомерной передачи третьим лицам, а также нарушения требований конфиденциальности данных при обработке. Последнее включает, например, публикацию личных данных в СМИ, размещение информации, содержащей персональные данные, в общественных местах и на интернет-сайтах.

Примечательно, что, несмотря на существенный рост числа обращений, внеплановых проверок по ним проводиться стало в два раза меньше. Так, если в 2008 г. по результатам рассмотрения 146 обращений было проведено 40 внеплановых проверок, то в 2009 г. по результатам рассмотрения 465 обращений – только 31. При этом Роскомнадзор отмечает, что доводы заявителей о нарушении законодательства в области персональных данных по результатам плановых проверок подтвердились в 65% случаев. Всего за 2009 г. ведомство провело 432 проверки в отношении осуществляющих обработку персональных данных организаций: из них плановых – 284, а внеплановых – 148.

Снижение роста внеплановых проверок наряду с ростом числа жалоб в Роскомнадзоре связывают со вступлением в силу федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294 ФЗ. В этом законе обращение гражданина не числится среди оснований для внеплановой проверки в области персональных данных. По мнению Роскомнадзора, это резко снизило эффективность защиты прав и интересов граждан.

«Акадо» стал лидером среди операторов связи по числу жалоб, поданных на него в Роскомнадзор

Стоит отметить, что объектом жалоб в области персональных данных чаще всего становились действия операторов связи. Так, в 2009 г. на их долю в общей сложности пришлось 54 обращения (в 2008 г. - 10 обращений). Как следует из отчета, лидером по этому показателю в 2009 г. стал интернет-провайдер «Акадо» (Москва и Московская область). На его действия поступило 29 обращений. Среди упоминаемых в «рейтинге» операторов связи числятся также «МТС» - 5 обращений (Вологодская область, Москва и Московская область), «Мегафон» - 4 (Самарская область, Москва), «Ростелеком» - 2 и «Сибирьтелеком» - 2 обращения. В «Акадо» к моменту публикации материала не смогли прокомментировать ситуацию.

В своем отчете Роскомнадзор также отмечает, что в последнее время наметилась тенденция к росту количества обращений граждан, связанных с функционированием интернет-сайтов. Так, если в 2008 г. в ведомство поступило всего пять обращений, то в 2009 г. их стало в два раза больше. В своих обращениях граждане жалуются на действия администраторов интернет-ресурсов www.nomer.ru, www.businesinfo.ru, интернет-магазин www.argoschool.ru, www.leadermt.ru/gibdd, www.bazagai.narod.ru, www.baza-gibdd.ru, www.detector-mobile.ru, www.detecter-sms.ru и др.

В большинстве случае в ходе проверок подтвердились факты незаконного размещения и использования администраторами сайтов персональных данных граждан РФ и СНГ. Материалы по результатам рассмотрения этих обращений направили в правоохранительные органы и органы безопасности. В результате в 2009 г. была блокирована деятельность сайтов www.vslomaj.com, предлагавшего услуги по взлому аккаунтов Вконтакте.ру и Однокласснини.ру и www.radarix.com, предоставлявший доступ к данным по жителям стран СНГ. Причем в базах последнего содержались данные по налогам, адреса и телефоны людей, номера автомобилей и документов, а также о судимостях и размерах зарплат.