Британские ученые разработали кресло, не дающее заснуть за рулем

Авто
мобильная версия
, Текст: Сергей Юртайкин
Британские ученые предлагают встраивать в водительское сиденье мини-кардиограф, который по показателям работы сердца сможет определить риск засыпания за рулем. По задумке специалистов, система не только громко оповестит водителя о необходимости отдохнуть, но и возьмет на себя управления в том случае, если уставшего шофера разбудить не удалось.

Ученые из университета Ноттингем Трент (Nottingham Trent University, NTU) занимаются разработкой автомобильных кресел, способных распознать засыпание человека, находящегося за рулем. Технология работает по иному принципу по сравнению с другими системами определения усталости водителя.

Идея британских специалистов заключается в использовании датчиков электрического поля EPIC (Electric Potential Integrated Circuit), созданных компанией Plessey Semiconductors. Эти сенсоры, вшитые в обивку кресла, могут анализировать электрокардиограмму водителя. По работе сердца система поймет, когда человек за рулем засыпает, после чего он получит громкое предупреждение о необходимости остановиться и отдохнуть.

Если водитель проигнорировал сигнал об опасности, в работу включится автомобильная электроника. К примеру, функция сохранения рядности движения не позволит потерявшей управление машине покинуть полосу, а активный круиз-контроль снизит скорость с учетом текущих дорожных условий. По задумке разработчиков, в случае необходимости технология самостоятельно отправит информацию о транспортном средстве в экстренные службы.

Профессор NTU Тилак Диас (Tilak Dias), который занимается проектом в составе университетского подразделения Advanced Textile Research Group, говорит, что созданный прототип системы распознавания засыпающего водителя нуждается в доработке. В частности, специалистам предстоит улучшить точность данных, регистрируемых датчиками EPIC, а также надежность работы всего комплекса. Кроме того, необходимо создать такие электроды и тканевое покрытие кресел, которые бы не приносили неудобств человеку во время управления автомобилем.


Встроенный в сиденье мини-кардиограф определяет риск засыпания за рулем

Ученые не назвали даже примерные сроки появления этого продукта на массовом рынке, но отметили, что в первую очередь технология будет ориентирована на грузовой автотранспорт и дорогие машины. В разработку этой системы «антисон» для водителей уже вложили более $150 тыс.

В настоящее время создано несколько видов приспособлений, препятствующих засыпанию водителей за рулем. Самые дешевые из них крепятся на ухо и издают писк, когда водитель роняет голову. Более дорогие системы предполагают использование установленных в салоне камер и инфракрасного излучателя, которые наблюдают за положением головы и глаз водителя. Такие решения разрабатывают шведская компания Volvo (в сотрудничестве с соотечественницей Smart Eye AB) и австралийская Seeing Machines. Последняя обещала определиться со сроками внедрения своей установки летом 2014 г.