«Билайн», МТС и «Мегафон» не отпускают абонентов из «мобильного рабства»

Телеком Мобильная связь
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Корреспонденту CNews не удалось избавиться от «мобильного рабства»: все три федеральных сотовых оператора отказали ему в переходе к конкурентам с сохранением номера. У операторов также обнаружились трудности с SMS-информированием о результатах перехода. А в случае с «Мегафоном» оказались потеряны еще и 100 руб.

Проведенное CNews тестирование возможности смены сотового оператора с сохранением номера (MNP) показало удручающие результаты. Ни один из трех федеральных сотовых операторов — «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), МТС и «Мегафон» — не «отдал» абонента конкурентам.

Напомним, принцип MNP заработал в России с 1 декабря. В этот день корреспондент CNews отправился в салоны связи всех трех вышеупомянутых операторов, чтобы перенести номера к конкурентам. Задолженность на SIM-картах отсутствовала. Номер МТС он хотел перевести в «Билайн», «Билайн» — в «Мегафон», а «Мегафон» — в МТС. При заполнении соответствующих заявлений операторы просили оставить адрес электронной почты и номер телефона, не участвующий в переносе (абонент указал другой номер «Билайна»).

Правила оказания услуг подвижной связи обзывают оператора обеспечить переход абонента в его сеть за 8 дней, но правительство предоставило возможность переносить эту дату вплоть до 15 апреля 2014 г. За 8 дней корреспондента CNews согласился принять в свою сеть только «Билайн», который в письменной форме предупредил о возможных проблемах с входящими звонками.

МТС поставил датой перехода 10 января, «Мегафон» — 17 февраля. В то же время некоторым другим абонентам «Билайн» и «Мегафон» датой перехода ставили 9-10 января (то есть более позднюю дату в случае с «Билайном» и более раннюю — с «Мегафоном»). Уже тогда стало понятно, что процесс MNP напоминает лотерею.

Далее по процедуре оператор-реципиент (тот, к которому хочет перейти абонент) связывается с центральной базой данных — ЦНИИС, а через нее — с оператором-донором, от которого уходит абонент. Затем реципиент в течение недели должен присылать абоненту SMS о результатах проверки его задолженности перед текущим оператором, проверки персональных данных и, наконец, подтверждение самого перехода.

По факту, SMS корреспонденту CNews приходили только от «Билайна». Уже на следующий день этот оператор прислал на МТС'овский номер сообщение «Этот номер принадлежит абоненту «Вымпелкома». Текст сообщения несколько обманчив: можно подумать, что перевод уже состоялся, однако проверка номера еще даже не началась. Кроме того, «Билайн» прислал SMS и на номер своей сети, который автор материала хотел перенести на обслуживание в «Мегафон». Оператор проинформировал о начале процесса перевода номера и отметил, что абонент еще может отказаться от перехода в другую сеть, обратившись в офис.

«Билайн» оповестил корреспондента CNews, что переход в его сеть не состоялся
«Билайн» оповестил корреспондента CNews, что переход в его сеть не состоялся

От МТС и «Мегафона» никаких SMS не приходило. Источники сразу в двух федеральных сотовых операторах говорят, что конкуренты просто блокируют их сервисные номера, с которых отправляются SMS. О результатах проверки номера в SMS также проинформировал только «Билайн». Оператор сообщил в пятницу, 6 декабря, что по причине «несоответствия правилам переноса» заявление корреспондента CNews аннулировано. В компании уточнили, что МТС не прислал им подтверждение персональных данных абонента.

В «Мегафоне» и МТС по запросу также сообщили об отказах в перенесении номера. В «Мегафоне» говорят, что оператор-донор — «Билайн» — не предоставил информацию о проверки задолженности. Источник в МТС говорит, что донор — «Мегафон» — не ответил им в срок, из-за чего ЦНИИС аннулировал заявку. В регионах ситуация не лучше: источник в Tele2 утверждает, что порядка половины заявлений на перевод в их сети были аннулированы по причине отказа операторов-доноров.

Правда, еще не все потеряно. Позже корреспонденту CNews позвонил сотрудник «Билайна». Он долго рассказывал о том, что компания готова к MNP, а вот партнеры — нет, в связи с чем перевод и не состоялся. Он предложил автоматически подать новую заявку с более поздней датой переноса — 9 января. В МТС также сообщили, что заявка на перевод к ним будет автоматически продублирована, и после нового года перевод все же осуществится.

Отметим, что «Билайн», МТС и «Мегафон» взимают по 100 руб. за смену оператора. «Мегафон» выдает переходящим к нему абонентам SIM-карту без номера, которая заработает только после перевода. В компании сразу предупреждали, что в случае если перевод окажется неудачным, деньги нельзя будет вернуть. Однако если отказ в переводе не был связан с наличием задолженности, абонент сможет написать заявление и вернуть 100 руб., утверждает пресс-служба «Мегафона». С МТС и «Билайном» ситуация иная. МТС и «Билайн» дают SIM-карты со своими номерами, которые начинают работать сразу. Стоимость этих карт составляет 100 руб.

Соответственно, у абонентов обоих операторов сразу после написания заявлений появляется по 200 руб. на счету, из которых по 100 руб. будут списаны только после успешного перевода. Правда, если МТС подключает переведенных абонентов к тарифу «Супер МТС» без абонентской платы, то «Билайн» по умолчанию переводит абонентов на тариф «Все включено L» с платой 20 руб./день. То есть если сразу после подачи заявления активировать SIM-карту «Билайна», то к моменту получения отказа большую часть средств на счету можно уже потратить.

Всего до конца прошлой рабочей недели в России было подано 3150 заявлений на смену сотового оператора с сохранением номера. В первый день подали 200 заявлений. Пресс-секретарь Россвязи (курирует работу ЦНИИС) Владимир Калинин уверяет, что из этих 200 желающих часть абонентов уже сегодня будет переведена в другие сети.

По итогам понедельника был осуществлен перевод 8 абонентов, одним из них стал абонент челябинского Tele2, перешедший в «Билайн».