Бесплатная раздача SIM-карт довела оператора до дефолта

Телеком Мобильная связь
мобильная версия
Неспособность украинского сотового оператора «Астелит» достигнуть заявленных финансовых показателей вынудило компанию объявить дефолт по долговым обязательствам на $494 млн. Аналитики и участники рынка считают, что причиной случившегося стало искусственное раздувание «Астелитом» своей абонентской базы.

Третий по величине сотовый оператор на Украине «Астелит» объявил о дефолте на сумму $494,7 млн. из $540 млн. общей задолженности. «Астелит» не смог обеспечить условия полученного им у консорциума ING Bank и Standard Bank долгосрочного кредита на сумму $390 млн. В частности, оператор не смог обеспечить требуемого уровня показателя EBIDTA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходов на амортизацию). В связи с этим «Астелит» переквалифицировал большую часть из этого кредита в краткосрочную задолженность со сроком погашения 31 декабря 2006 г., говорится в сообщении, направленном основным акционером украинского оператора — турецким Turkcell — в Американскую комиссию по ценным бумагам. Кроме того, «Астелит» оказался вынужден аналогичным образом переквалифицировать большую часть из дополнительного кредита на $150 млн., полученного им у ряда турецких банков.

Впрочем, сейчас «Астелит» ведет со своими кредиторами переговоры о реструктуризации и уже договорился об отсрочке срока оплаты основного кредита до 30 марта 2007 г. А Turkcell согласился принять на себя долговые обязательства оператора на сумму $300 млн. — пропорционально своей доле в нем (54,8%), а в случае отказа некоторых кредиторов от дальнейшего участия в реструктуризации задолженности погасить долг и перед ними тоже.

Для аналитиков и участников рынка известие о дефолте «Астелита» не стало неожиданностью. На конец прошлого года оператор обслуживал 5,6 млн. абонентов (11% от всех украинских абонентов), однако средняя выручка с одного абонента составила лишь $1,9, тогда как в среднем по Украине она составляет $8,2. «Создается такое ощущение, что "Астелит" любой ценой пытается увеличить свою абонентскую базу, — говорит пресс-секретарь российского сотового оператора "Вымпелком", работающего на Украине через свою "дочку" УРС, Артем Минаев. — Оператор активно проводит акции по бесплатной раздаче сим-карт с определенной суммой на счету, то есть фактически платит людям за то, чтобы они стали его абонентами. А когда "Астелит" стал обменивать сим-карты конкурентов на собственные карты, украинские власти даже вынуждены были потребовать от него прекращения подобной практики».

«Случившееся с "Астелитом" является ярким примером того, как привлечение абонентов экономически неоправданными мерами может привести к падению рентабельности оператора, — отмечает старший эксперт IKS-Consulting Маргарита Зобнина. — По нашим данным, реальная абонентская база «Астелита» составляет лишь 10-20% от заявленной».

Учебный курс «Разработка корпоративной ИТ-стратегии» 12.03-13.03