Американцы оценили «Яндекс» в $3 млрд

Интернет Бизнес Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Владислав Мещеряков
Издание Silicon Alley Insider включило портал «Яндекс» и интернет-магазин «Озон» в рейтинг самых дорогих стартапов мира SAI25. По подсчетам экспертов издания, «Яндекс» занял 6-ю строчку со стоимостью $3 млрд., «Озон» — 18-ю со стоимостью $450 млн.

Два российских интернет-проекта — портал «Яндекс» и онлайн-магазин «Озон» — вошли в число 25 самых дорогих мировых стартапов по версии нью-йоркского ресурса Silicon Alley Insider (Инсайдеры силиконового переулка). По подсчетам Silicon Alley Insider, «Яндекс» с оценкой $3 млрд. занял в рейтинге SAI25 6 строку, а «Озон» получил 18 место с показателем $450 млн.

Silicon Alley Insider — новостной ресурс, публикующий наравне с редакционными статьями инсайдерскую информацию «как она есть». Его редакция рекомендует читателям «скептически относиться к новостям на сайте, поскольку они могут быть ошибочными».

Однако рейтинг SAI25 составляется командой из шести экспертов на основе финансовых отчетов компаний, истории сделанных в них инвестиций, темпов их роста и, наконец, оценок объемов рынков, на которых они работают, и их рыночных долей.

Пояснений Silicon Alley Insider, каким образом «Яндекс» и «Озон», работающие на рынке более 10 лет, попали в категорию стартапов, CNews получить не удалось.

В «Яндексе» и Baring Vostok Capital Partners — держателе контрольного пакета магазина «Озон» — комментировать адекватность оценок, данных Silicon Alley Insider, не стали.

Аналитик «Финама» Леонид Делицын рассказал CNews, что действительно, «по общей экспертной оценке стоимость „Яндекса“ сейчас составляет около $3 млрд». Он пояснил, что стоимость непубличных компаний можно подсчитать, основываясь на их выручке.

25 самых дорогих стартапов мира по оценке Silicon Alley Insider
Место Компания Страна Оценка
1. Facebook США $9 млрд.
2. Wikipedia США $7 млрд.
3. Craigslist США $5 млрд.
4. Betfair Великобритания $5 млрд.
5. Mozilla Corp США $4 млрд.
6. Yandex Россия $3 млрд.
7. Webkinz США $2 млрд.
8. LinkedIn США $1,3 млрд.
9. Habbo Финляндия $1,25 млрд.
10. Oanda Канада $1,2 млрд.
11. Linden Lab США $1,1 млрд.
12. Kayak США $1 млрд.
13. QlikTech США $850 млн.
14. Ning США $560 млн.
15. Slide США $550 млн.
16. TheLadders США $500 млн.
17. Stardoll Швеция $450 млн.
18. Ozon Россия $450 млн.
19. Thumbplay США $400 млн.
20. Glam Media США $400 млн.
21. Rock You США $325 млн.
22. Tudou Китай $300 млн.
23. Efficient Frontier США $275 млн.
24. Zazzle США $250 млн.
25. Spot Runner США $250 млн.

Источник Silicon Alley Insider

В то же время, для крупных мультимедийных компаний отношение капитализации к годовой выручке сейчас составляет от 6 (у Yahoo) до 11 (у Google). При прошлогодней выручке «Яндекса» $167 млн., его стоимость по общим оценкам может составлять от $1 до $2 млрд., что в 1,5–3 раза ниже оценок рейтинга SAI25.

В онлайн-рознице мультипликатор стоимость/выручка ниже, чем в мультимедиа-сегменте — у магазина Amazon, например, он составляет примерно 2,5. Оборот «Озона» в 2007 г. составил $66,1 млн., поэтому ресурс можно оценить в $165 млн., то есть почти в 4 раза дешевле, чем у Silicon Alley Insider.

Однако, Леонид Делицын уточнил, что в условиях быстрорастущих рынков (российский интернет-рынок к ним относится: выручка «Яндекса» в прошлом году увеличилась на 130%, а «Озона» — на 93%), мультипликатор стоимость/выручка может расти, а на непрозрачных рынках — падать.

Оценки стоимости непубличных компаний обычно субъективны. На биржах, которые можно считать площадками объективного ценообразования корпораций, сейчас обращаются бумаги только двух российских интернет-компаний: ОАО «Рамблер Медиа» (которое торгуется на Лондонской фондовой бирже) и ОАО «РБК Информационные системы» (торгуется в РТС). Стоимость «Рамблер Медиа» составляет около $365 млн., а капитализация РБК — $1,198 млрд.