Спецпроекты

«Ростех» получил треть ИТ-компании экс-министра связи Никифорова

2199
Бизнес Кадры ИТ в госсекторе

Корпорации «Ростех» принадлежит 34% компании ЦОД БТС, основанной Николаем Никифоровым, бывшим министром связи России. Компания планирует построить в России сеть диспетчерских центров по контролю да движением беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования и по воздуху с возможностью перехвата управления в случае необходимости.

«Беспилотный» бизнес экс-министра

Госкорпорация «Ростех» владеет частью компании экс-министра связи Николая Никифорова – «Центра организации движения беспилотных транспортных средств» (ЦОД БТС). Корпорации принадлежат 34% компании остальные 66% удерживает сам Никифоров, по данным системы «СПАРК-Интерфакс».

ЦОД БТС был зарегистрирован в июле 2019 г. в Иннополисе. Учредителем стала компания «Дигинавис», принадлежащая Николаю Никифорову – через нее он владеет 41% ЦОД. Оставшиеся 25% принадлежат компании «Проект 7», собственниками которой выступают сам экс-министр и его «Дигинавис».

Цели проекта

Как пишут «Ведомости», ЦОД БТС создавался с целью построения в России специальной системы организации движения беспилотников, как наземных, так и воздушных. В дополнение к этому компания будет вносить предложения по усовершенствованию российского законодательства в сфере беспилотного транспорта и БПЛА.

В рамках развития ЦОД БТС владельцы компании планируют создать в России отдельного национального оператора для мониторинга и утверждения маршрутов движения беспилотных транспортных средств. Для этого также будет создана сеть специализированных диспетчерских центров на муниципальном, региональном и даже федеральном уровнях, отметили в «Ростехе».

Николай Никифоров будет контролировать движение беспилотных автомобилей по всей России

Центры будут получать данные обо всех пассажирах и случаях ДТП, к тому в определенных случаях они смогут получать дистанционный контроль над беспилотниками. В качестве примера были приведены оперативно-розыскные действия.

Развитие беспилотного транспорта в России

Созданию ЦОД БТС летом 2019 г. предшествовало одобрение эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на территории России, данное премьер-министром России Дмитрием Медведевым в ноябре 2018 г. Он разрешил тестировать наземные беспилотники в границах Москвы и Республике Татарстан, в том числе и Иннополисе.

Между тем, беспилотные автомобили тестировались в России задолго до этого. В августе 2018 г. «Яндекс» выпустил на дороги общего пользования в Иннополисе свои беспилотники, К тому же, в 2018 г. в Иннополисе, по данным ресурса InKazan, действует беспилотное такси.

По словам Ярослава Федосеева, пресс-секретаря Национальной технологической инициативы «Автонет» и технического консультанта проекта тестирования беспилотников в Москве и в Татарстане, в обозримом будущем география тестирования беспилотных автомобилей в России заметно расширится. Самоуправляемые автомобили выйдут на дороги Московской, Владимирской, Нижегородской, Новгородской, Ленинградской и Самарской областей, а также Чувашии, Санкт-Петербурга и Краснодарского края.

Компании Николая Никифорова

«Дигинавис» и «Проект 7» – не единственные компании, принадлежащие экс-министру связи. Наряду с ними он владеет предприятием «Развитие Иннополиса», основанным 5 июня 2018 г.

«Развитием Иннополиса» на момент публикации материала Николай Никифоров владел единолично. Как отметил сам экс-министр, она компания занимается «технологическими проектами в широком спектре областей». Идентичное описание он дал и «Дигинавису», основанному в тот же день, 5 июня 2018 г. Никифорову принадлежат 100% этой компании.

Через «Дигинавис» Николай Никифоров владеет онлайн-площадкой для выбора автосервиса. Проект был запущен в 2016 г. Виталием Стародубовым, а Никифоров присоединился к проекту в апреле 2019 г. Доли между ним и основателем поделены поровну.

В списке активов бывшего министра связи числится и основанная в 2013 г. компания «Иннополис Архитект», предоставляющая различные услуги в сфере архитектуры. В частности, компания разрабатывала эскизы архитектурного облика Иннополиса. Никифоров получил ее 50% долю в 2017 г. через «Развитие Иннополиса».

Вместе с Николаем Никифоровым бизнесом занимается и его жена, Светлана Никифорова. В апреле 2018 г. CNews сообщал, что начиная с 2012 г., когда Никифоров стал министром, доход ее вырос в 53 раза. Так, в 2012 г. она заработала всего 1,18 млн руб., в 2013 г. – 6 млн руб., , в 2014 г. – 7,3 млн руб., в 2015 г. – 28,6 млн руб. Доход жены экс-министра в 2016 г. составил 48,6 млн руб., а в 2017 г. вырос до 63 млн руб.

Светлана Никифорова владеет компанией «Стартобаза», инвестирующей в различные ИТ-проекты. В 2016 г. «Стартобаза» продала свою 5-процентную долю в ИТ-операторе Inoventica, в который она инвестировала в 2011 г. Прибыль от вложения составила 100%.

Также «Стартобазе» принадлежала контрольная доля размером 55% в компании «Автодория», разработавшей систему автоматического фиксирования нарушения ПДД. В январе 2019 г. СNews сообщал, что Светлана Никифорова продала эту долю бывшему гендиректору «Автодории» Артему Лопатину.



Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»

Тема месяца

Обзор: ИТ в промышленности 2019

Рейтинги CNews

Крупнейшие поставщики ИТ на промышленные предприятия