Разделы

Телеком Цифровизация ИТ в госсекторе

Власти не дают денег на телемедицину в российских регионах

На протяжении последних двух лет телемедицинские услуги в регионах оплачиваются за счет обязательного медицинского страхования — из федерального бюджета средства на это не выделяются. До этого с 2012 г. регионы получали средства на информатизацию медицины, но тратили их на свое усмотрение из-за отсутствия четких регулировок.

Кто платит за телемедицину

В 2017-2018 гг. из федерального бюджета не выделялись средства на оказание услуг телемедицинских консультаций в регионах. Телемедицинская помощь оплачивалась за счет территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС). В результате в 2017 г. в 17 регионах на такие консультации было потрачено 21,2 млн руб. из средств ОМС, а в 2018 г. в 20 регионах — 18,8 млн руб.

К таким выводам пришла Счетная палата, проверившая внедрение в 2017-2018 гг. телемедицинских консультаций в федеральных и региональных медучреждениях. Как пояснил аудитор ведомства Михаил Мень, для полноценного внедрения телемедицины Минздрав должен реализовать схему оплаты телемедицинских услуг не только из средств обязательного страхования, но также из федерального и региональных бюджетов.

Напомним, согласно закону о телемедицине, пациент не платит за телемедицинские услуги, если они оказываются за счет средств обязательного страхования. Услуги могут также быть оказаны за счет средств дополнительного страхования, в этом случае их оплачивают организации или сами граждане.

По результатам проверки в Минздрав и федеральный Фонд ОМС будут направлены информационные письма. Федеральное собрание получит отчет и краткую информацию о результатах проверки.

Двойная оплата

В то же время заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова полагает, что существует риск задвоения затрат на информатизацию медицины, то есть выделения дважды средств на одни и те же расходы. Дело в том, что похожие нужды уже финансировались в значительном объеме начиная с 2012 г. Например, Минкомсвязи занимается внедрением цифровых технологий в здравоохранении на протяжении нескольких лет.

Заместитель главы Минкомсвязи Елена Бойко сообщила, что средства, выделенные регионам на цифровизацию медицины в предыдущие годы, пошли в основном на закупку компьютерной техники. Однако, поскольку в законах отсутствовало определение понятия информационной системы, каждый регион руководствовался собственными представлениями о том, что именно следует закупать.

telemed600.jpg
Регионы два года проводят телемедицинские консультации за счет ОМС

По словам Бойко, в 2016 г. стало понятно, что регионы выполняют программу информатизации медицины по-разному. В силу отсутствия какого-либо законодательного регулирования в этой сфере, Минздрав даже не обладал полномочиями разработать единые требования к закупаемым информационным системам. В этой связи министерство начало в 2016 г. разрабатывать федеральный закон о применении ИТ в медицине.

Правовое регулирование

Кроме того, в январе 2018 г. Минздрав выпустил Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Однако Счетная палата отмечает, что в документе не прописаны этапы оказания медицинской помощи и не определены структурные подразделения, которые будут оказывать телемедицинские услуги. Отсутствуют также стандарты оснащения таких подразделений, из-за чего возникает риск недостаточной оснащенности медучреждений необходимой техникой.

Кроме того, документ не увязывает оказание телемедицинских услуг с Единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ). Помимо этого, изданный Минздравом порядок не дает возможности оценить уровень технического оснащения медучреждений, необходимый для телемедицинских консультаций.

Счетная палата пришла к выводу о недостаточности существующей нормативно-правовой базы для внедрения телемедицины в медучреждениях. В частности, Минздрав еще не принял нормативные акты, которые должен принять во исполнение закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме того, министерство не осуществляет статистического наблюдения за внедрением и применением телемедицинских технологий, что отрицательно сказывается на принятии своевременных управленческих решений в этой сфере.

Закон о телемедицине

С начала 2018 г. в России действует закон о телемедицине. Согласно закону, врачи могут проводить телемедицинские консультации и консилиумы друг с другом, с пациентами и с официальными представителями пациентов. Свою личность участники сеанса подтверждают с помощью цифровой подписи или авторизации на портале госуслуг. Действия, предпринятые на таких консультациях, документируются. Также по видеосвязи может быть выписана справка или рецепт, в том числе на медикаменты наркотического или психотропного свойства.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Во время самого первого обращения по видеосвязи пациент должен записаться на очный прием. Конкретные рекомендации по улучшению состояния в процессе этой консультации он не получит. Во время очного приема врач проведет осмотр, поставит диагноз и назначит лечение — делать это удаленно он не имеет права. После этого наблюдать за состоянием пациента и корректировать методику лечения он сможет по видеосвязи.

Документ также узаконил Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. В специальных реестрах ЕГИСЗ нужно зарегистрироваться всем медучреждения и специалистам, которые намереваются оказывать телемедицинские услуги. На оказание таких услуг нужно получить специальное разрешение. Специальное ПО также нужно регистрировать.

Валерия Шмырова