Спецпроекты

Apple наказала российских разработчиков из-за «налога на Google»

4789
Законодательство Интернет Веб-сервисы Техника Мобильность
Изменения в «налоге на Google» вынудили Apple закрыть в России сервис по продвижению приложений в App Store.

Apple против российских разработчиков

12 декабря 2018 г. компания Apple закроет доступ российским разработчикам к сервису Search Ads, через который она продает рекламу в поиске App Store. Ввод ограничений Apple объясняет с новыми поправками к «налогу на Google», которые вступят в силу 1 января 2019 г.

Основатель приложений Rocka и «Вкармане» Сергей Пахандрин, сообщил, что Apple уведомила всех российских разработчиков о грядущих изменениях в письменной форме. Официально ограничения носят временный характер, однако в своем письме Apple не уточняет сроки, на которые оно водится. По мнению Сергея Пахандрина, приостановка работы Search Ads в России может затянуться на длительный период, пишет «Коммерсант».

Финансовые потери разработчиков

Нельзя сказать, что в России сервис Apple Search Ads пользуется большой популярностью среди российских девелоперов, но спрос на него все же есть. Основная его аудитория – это разработчики приложений, ориентированных на международный рынок и не ограничивающихся исключительно пользователями из России.

Из-за изменений «налога на Google» Apple закрыла
сервис по продвижению приложений в App Store для российских разработчиков

Закрытие доступа к Search Ads именно 12 декабря означает, что разработчики лишатся части выручки, не имея возможности прорекламировать свои продукты в App Store, в частности, в период новогодних и рождественских праздников. В этот период времени во всех крупных магазинах приложений происходит резкое увеличение количества скачиваний, в том числе и платных приложений и микротранзакций в них. Теперь же пользователи не будут видеть рекламу российских программных продуктов, что и повлечет за собой снижение прибыли.

Финансовые потери Apple

Доходы Apple, в отличие от разработчиков приложений, не пострадают от закрытия Search Ads в России – на фоне низкой востребованности сервиса его работа в стране не приносит компании ощутимую прибыль. Менеджер по продукту BestDoctor Леван Квирквелия считает, что Apple проще остановить работу Search Ads в России, чем разбираться в постоянно меняющемся российском законодательстве. Точные размеры прибыли Apple от Search Ads в России не раскрываются.

Выход из ситуации есть

Несмотря на всю сложность ситуации, в которой оказались российские девелоперы, выход у них все же есть. Существуют отдельные агенты и даже агентства, занимающиеся продвижением приложений в Apple App Store, используя тот же Search Ads. Разработчики могут заключить с ними договор, и дальнейшие вопросы по рекламе программных продуктов в магазине Apple будут решать уже сами агенты. Сюда относится, в том числе, и следование новым поправкам к «закону о Google».

Кроме того, разработчики вполне могут воспользоваться аналогичными способами продвижения своих проектов в том же Play Store – онлайн-магазине Google для платформы Android, на который ограничения Apple не распространяются.

«Налог на Google»

Налог, получивший в прессе и у общественности название «налог на Google» в действительности имеет отношение не только к Google. С 2017 г. все без исключения иностранные компании, продающие услуги или виртуальные товары на территории России, обязаны отчислять в казну страны НДС в размере 18%. Это уже коснулось Microsoft, Apple, Google, Facebook и другие крупные ИТ-корпорации, продукты которых востребованы в России.

Для россиян это означает рост цен – Apple еще в 2017 г. повысила стоимость годовой подписки на iTunes Match на 16%, и аналогичный ход сделала Google со своими сервисами One и Play Music. Даже Amazon не осталась в стороне, сообщив о подорожании услуг на платформе Amazon Web. И это далеко не все случаи повышения цен.

С 1 января 2019 г. НДС в России увеличится до 20%, что принесет дополнительные расходы иностранным компаниям и, как следствие, очередной скачок цен. В дополнение к этому, новые поправки к «налогу на Google» обяжут их самостоятельно вставать на учет в ФНС России и самостоятельно же уплачивать НДС. Сейчас эта обязанность лежит на российских организациях и предпринимателях (заказчиках), приобретающих услуги в электронной форме у зарубежных компаний.

Грядущие изменения означают необходимость иностранным предприятиям вникать в тонкости законов России. Случай с Apple и закрытием Search Ads – это прецедент, и ее примеру могут последовать другие крупные корпорации.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Целью «налога на Google» изначально была защита российских компаний, работающих в сфере интернет-услуг, чтобы те могли на равных конкурировать с западными предприятиями, сообщил аналитик компании Zichain Арсений Бессмертных. На деле все происходит с точностью до наоборот: закрылся иностранный сервис, помогавший российским разработчикам наращивать прибыль как в стране, так и за рубежом. Да и сам факт приостановки работы Search Ads говорит о том, что Apple будет отчислять меньше налогов в казну. В итоге в выигрыше останутся лишь агенты – посредники, у которых разработчики ПО будут буквально вынуждены заказывать услуги по продвижению ПО.



Стратегия месяца

Качеством медпомощи по системе ОМС занялся искусственный интеллект

Елена Сучкова

заместитель Председателя ФОМС

Профиль месяца

Нужно ли локализовывать иностранное ПО

Александр Шохин

президент Российского союза промышленников и предпринимателей