Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы Цифровизация ИТ в госсекторе

Власти объяснили, почему у России не получилась своя Alibaba

В Минэке признались в формальном исполнении президентского поручения о создании «российской Alibaba» — отечественному рынку электронной коммерции не хватает полноценной экосистемы из-за чего интернет-магазины ориентированы на зарубежную инфраструктуру.

«Закрытое» поручение по созданию «российской Alibaba»

Электронная коммерция не стала в России драйвером развития малого бизнеса — из-за отсутствия полноценной экосистемы для интернет-торговли. Об этом на Петербургском экономическом форуме сообщил замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев. К такому выводу он пришел в ходе работы в 2016 г. по исполнению поручения Правительства о создании, как он сам выразился, «российской Alibaba» — усилиями рынка, но при поддержке государства. В задачу Минэкономразвития как раз и входило предложение государственных мер, стимулирующих рынок создать крупного игрока на этом поле.

Со слов чиновника можно было заключить, что министерство было вынуждено исполнить это поручение лишь формально — в попытке скоординировать участников рынка в августе 2016 г. была создана подкомиссия по развитию электронной торговли при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. «По-честному скажу в узком составе, мы это поручение “закрыли”», — сообщил Фомичев на некоем чиновничьем сленге.

Текущее положение дел

С точки зрения Фомичева, в настоящий момент на российском рынке электронной коммерции, по сути, присутствует фронт-часть — непосредственно интернет-магазины, но отсутствует бэк-часть — сервисная инфраструктура.

Олег Фомичев: «Нашим интернет-магазинам выгоднее покупать за рубежом, используя зарубежную инфраструктуру»

«Как работают наши интернет-магазины в основном? — рассуждает Фомичев. — Это конкуренция с зарубежными интернет-магазинами по доставке импортных товаров. То есть мы используем зарубежную логистику для того, чтобы доставлять их товары к нашим покупателям, и очень мало задействуем своих собственных поставщиков».

Таким образом, отечественным площадкам гораздо выгоднее поставлять товары из-за границы, используя зарубежную инфраструктуру, чем работать с большим числом малых российских игроков, вкладываться в логистику, в сервисы и т. д.

Что предстоит сделать

«AliExpress (интернет-магазин Alibaba;— прим. CNews) сделал великую вещь, он стал одним из основных драйверов значительного роста расширений границ рынка для малого бизнеса в Китае, — говорит Фомичев. — Наша электронная торговля должна делать то же самое, но для этого необходимо создать экосистему».

Чиновник считает, что в России требуется скоординировать деятельность игроков. «Они у нас есть как выясняется, — заверяет он. — Есть те, кто осуществляет логистические услуги. Есть крупные частные склады, на которых можно консолидировать заказы. Есть “Почта России”, есть частные операторы, которых тоже много, они работают по всей стране».

Кто заменит иностранных вендоров в закупках
Импортонезависимость

В понимании Фомичева, к этому должны добавиться структуры, готовые за счет крупных инвестиций консолидировать уже имеющийся в России логистические и прочие сервисы, а также создать новые, там где их недостаточно.

Из выступления чиновника можно было заключить, что в него вселяет определенный оптимизм запущенный в мае 2018 г. совместный проект «Яндекса» и Сбербанка по созданию интернет-магазина «Беру» на базе «Яндекс.маркета». В этом начинании, по мнению Фомичева, партнеры как раз нацелены на создание рассматриваемой экосистемы, которая включает в себя «не только работу с потребителями, но и прежде всего работу с производителями».

Денис Воейков