«Техносерв» за 100 млн построил «уникальную» ИТ-систему мониторинга для ВТБ 24

Бизнес Интеграция ИТ в банках
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

«Техносерв» завершил в ВТБ 24 двухлетний проект стоимостью свыше 100 млн руб. в результате которого внедренная ИТ-система позволит мониторить эффективность и результативность бизнес-процессов банка.


Завершение двухлетнего проекта

Банк ВТБ 24 совместно с ИТ-интегратором «Техносерв» объявил о завершении внедрения комплексной системы мониторинга бизнес-критичных приложений и ИТ-инфраструктуры организации. По требованию заказчика систему построили на программном обеспечении HP.

На мониторинг было поставлено 10 ключевых бизнес-процессов, пять бизнес-операций и 20 обеспечивающих их информационных систем ВТБ 24. Проект охватил бизнес-процессы взаимоотношений с частными и корпоративными клиентами, связанные с продажей банковских услуг (кредиты наличными, комплексное обслуживание), процессы дистанционного обслуживания (телебанк, банк-клиент онлайн). Также на мониторинг были поставлены операционные процессы банка — закрытие операционного дня, информационный обмен с внешними организациями (регулятором, ведомствами и другими участниками банковского рынка).

Кроме того, мониторингом была охвачена ИТ-инфраструктура, обеспечивающая предоставление услуг для более чем 10 млн клиентов и деятельность более чем 30 тыс. сотрудников ВТБ 24.

По итогам проекта в развернутой системе были реализованы такие возможности как оценка качества клиентских онлайн-услуг, измерение значимых показателей бизнес-процессов, оценка влияния на них показателей работы ИТ, контроль качества услуг для бизнеса, визуализация и контроль изменения выбранных показателей, мониторинг работы прикладных систем и интеграционных сценариев, совместная работа смежных подразделений в части диагностики и предотвращения сбоев.

В частности система сможет отследить, если клиента банка регулярно «выбрасывает» с сайта организации, или установить факт «подвисания» кредитной заявки на этапах ее прохождения внутри банка, или выявить нештатные ситуации в процедуре закрытия операционного дня, например, когда отчетность не формируется к запланированному времени, и т. д.

«Техносерв» поставил на мониторинг бизнес-процессы ВТБ 24

В «Техносерве» заверяют, что с точки зрения ИТ-инфраструктуры и ИТ-систем мониторинг позволяет выявлять 80% инцидентов до начала массовых обращений клиентов, сокращает время оповещения службы эксплуатации об аварийной ситуации на 30%, уменьшает длительность устранения инцидентов по бизнес-критичным приложениям на 10%.

«Проект во многом уникален для банковского рынка — как своим масштабом, так и тем, что ИТ позволяют мониторить эффективность и результативность бизнес-процессов», — заверяют в «Техносерве».

Перспективы развития

«Мы не планируем останавливаться на достигнутом, — говорит Денис Гузовский, вице-президент, заместитель директора департамента банковских и информационных технологий ВТБ 24. — Развитие системы включает такие задачи как предотвращение аварий, влияющих на бизнес, за счет использования инструментов корреляционного анализа и анализа больших данных, модернизацию ИТ в первую очередь там, где это принесет ощутимое повышение качества обслуживания клиентам банка, оказание индивидуальной поддержки лояльности постоянным клиентам, а также сокращение затрат на устранение аварий и обслуживание ИТ за счет автоматизации операций».

Предпосылки и выбор подрядчика

Предпосылкой для этого двухлетнего проекта его участники называют состоявшееся 1 ноября 2013 г. юридическое присоединение к ВТБ 24 Транскредитбанка и последовавшее за ним объединение их ИТ-инфраструктуры. (Оно завершилось в 2015 г.) «На этапе интеграции стало понятно, что обеспечение стабильности работы объединенного ИТ-ландшафта невозможно без совершенствования принципов управления им, — говорят в «Техносерве». — Одним из шагов на этом пути стала задача организации комплексного сквозного мониторинга автоматизированных систем — от уровня бизнес-процессов до уровня ИТ-инфраструктуры.

Анализ сайта госзакупок показывает, что выбор подрядчика был осуществлен в рамках объявленного в мае 2014 г. тендера с начальной ценой контракта в p109,27 млн. Договор был заключен с «Техносервом», согласившимся выполнить работы за p106,15 млн. Конкуренцию ему составила компания «Ай-теко», но ее ценовое предложение оказалось дороже — на уровне p108,25 млн. Предельные сроки проекта были лимитированы 1 августа 2016 г. В «Техносерве» подтвердили CNews, что проект с ВТБ 24 был осуществлен именно в рамках данного контракта.

Использование для системы программного обеспечения HP было изначально прописано в тендерной документации. Примечательно, что от исполнителя требовалось иметь в штате сотрудников, сертифицированных по программам IBM Certified Systems Expert Enterprise Technical Support for AIX and Linux, IBM Сertified Specialist Storwize V7000 Technical Solution, Hitachi Data Systems Certified Professional, Hitachi Data Systems Certified Implementer, Brocade Certified Fabric Professional, Brocade Certified Fabric Administrator,

Cisco Certified Internetwork Expert, Siebel CRM 8.1.1 Certified Implementation Specialist.

Исходные данные проекта

Из документов, размещенных на сайте госзакупок, следует, что на момент запуска проекта в 2014 г. внутренняя сеть передачи данных ВТБ 24 была построена по топологии «звезда» с региональной иерархией. Банк располагал четырьмя офисами в Москве, 140 операционными офисами в Подмосколвье, 70 операционными офисами в регионах и 700 операционными офисами второго уровня по всей стране. ИТ-инфраструктура была централизована в Москве в четырех ЦОДах на одной технологической площадке и в одном арендуемом ЦОДе. Общее количество объектов мониторинга составляло 5 тыс.

В 2014-2015 гг. в структуру ВТБ 24 предстояло интегрировать около 300 офисов Транскредитбанка в качестве операционных офисов второго уровня — с полной заменой существующего оборудования и ПО на используемое в ВТБ 24.

В ВТБ 24 на сети преимущественно использовалось оборудование Cisco, но также были задействованы решения F5, Check Point и Riverbed. Каждый региональный операционный офис, а также операционные офисы московского региона были соединены с головным офисом двумя каналами связи: основным и резервным, который задействуется только в случае неполадок с основным каналом. Операционные офисы второго уровня были связаны с региональным операционным офисом также основным и резервным (не все) каналами связи. На участке между головным офисом и регионами услуги связи предоставлялись пятью операторами.

Основная часть ИТ-инфраструктуры ВТБ 24 была размещена на двух технологических площадках в ЦОДах и делилась на две основные группы: продуктивные и тестовые среды. В семи базовых филиалах стандартный ИТ-ландшафт включал информационные сервисы MS Exchange, Active Directory, Print server, File server. В головном офисе для виртуализации использовался VMware.

В ВТБ 24 использовались серверы HP x86 архитектуры (BL460, BL465, BL 480), HPblade (G5, G6, G7, G8), IBMPower (595, 760, 770, 780, 795), Sun (T5240, T9000, M4000, M5000). Задействованные ОС — AIX, Solaris, Linux, Windows. Используемые СУБД — MSSQL, Oracle, Progress, GT.M. Серверы приложений — Oracle WebLogic, IBM WebShere.

Для мониторинга состояния ИТ-инфраструктуры до реализации проекта использовались продукты HP Operation Manager, Microsoft SCOM, Veritas Operations Manager, Oracle Enterprise Manager Cloud Control, HP SIM. Для управления серверами использовались HP iLo, IBM HMC, Microsoft SCCM, Sun Alom. Задействованные СХД — HDS, EMC и IBM, коммутационное оборудование — Brocade: 200E, 5000, 4100, 5300, 48000, DCX, 4024, 5480.

Ключевые приложения в банке группировались в back-office (АБС «Профайл», АБС «Бисквит», Risk Monitoring, WAY4, «Октопус» и др.), front-office (группа ПО, отвечающего за непосредственную работу с клиентами и контрагентами Oracle Siebel CRM, ДБО и др.) и z-front (торговые и брокерские системы и др.).