Счетная палата проверила ИТ в судах: Cотни миллионов потрачены впустую

Бизнес Законодательство Интеграция Внедрения ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Валерия Шмырова
Счетная палата отчиталась о проверке проекта «Поддержка судебной реформы», который частично финансируется за счет займа МБРР. Проект предусматривает внедрение новых информационных систем в российских судах.

Счетная палата отчиталась о проверке расходования займа МБРР

Счетная палата огласила результаты проверки использования средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на реализацию проекта «Поддержка судебной реформы». В отчете отмечено низкое расходование средств займа и накопление неиспользованных средств на счетах ответственных организаций, а также обрисована проблема учета аппаратуры и ПО в рамках проекта. Кроме того, осуществление «Поддержки судебной реформы» затянулось на девять лет вместо запланированных пяти по вине Минэкономразвития.

В 2007 г. МБРР согласился предоставить средства для реализации проекта «Поддержка судебной реформы». Проект предусматривает внедрение новых информационных систем в российских судах и повышение квалификации их сотрудников. Это должно сделать работу российского судопроизводства более открытой и эффективной. Стоимость проекта составила $172,4 млн, из которых $50 млн предоставил МБРР, а оставшиеся $122,4 млн были внесены из федерального бюджета.

Объекты проверки Счетной палаты

Объектами проверки Счетной палаты стали структуры, причастные к реализации проекта, в том числе Минэкономразвития РФ, Фонд «Бюро экономического анализа» (Фонд БЭА), Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (ФРП), Минфин РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Суд по интеллектуальным правам и Московский городской суд. Проверка охватывает период с 2007 г. по 2015 г.

Средства на информатизацию судебной реформы суды тратят без энтузиазма

Изначально Минэкономразвития, Минфин и Фонд БЭА подписали договор, по которому реализацией проекта должен был заниматься Фонд БЭА. В 2009 г. МБРР оценил прогресс инициативы как «неудовлетворительный», поскольку действия Фонда БЭА не соответствовали правилам и процедурам банка. В частности, в рамках проекта был отмечен конфликт интересов, управление проектом осуществлялось неэффективно, заем расходовался медленно. В 2011 г. Фонд БЭА потерял право на реализацию проекта, которое было передано ФРП.

Низкий расход средств займа

Счетная палата сообщает, что на 1 сентября 2016 г. использование займа МБРР составило $41,6 млн, то есть 83,2% от всего объема займа. Привлечение средств, полученных в сумме от МБРР и из федерального бюджета, составило $140,6 млн, то есть 81,6% от всей стоимости «Поддержки судебной реформы». Среди причин низкого расходования средств палата называет смену группы реализации проекта и отмену конкурса в случаях несогласования МБРР технических заданий и спецификаций.

На расходование займа повлиял также отказ от участия в проекте Судебного департамента при Верховном Суде в 2013 г. Из-за этого с октября 2013 г. были прекращены закупки на сумму $69,9 млн, то есть 39% общей стоимости проекта. Кроме того, в 2013-2015 гг. Конституционный Суд России отказался от ряда услуг и товаров, а также уже заключенных контрактов, предусмотренных проектом.

Неэффективное использование средств

При исполнении контрактов по проекту неэффективное использование средств федерального бюджета достигло 124,6 млн руб. Например, в 2010 г. в интернете был открыт портал для Высшего Арбитражного Суда РФ, разработка которого обошлась в 23,9 млн руб. Но с тех пор портал практически не использовался и сейчас не работает.

Проект по анализу решений Конституционного Суда РФ, за который в рамках проекта было заплачено 26,5 млн руб., оказался непригодным к использованию из-за большого количества ошибок. Сотрудникам Конституционного суда пришлось дорабатывать его самостоятельно.

Конституционный суд также не принял электронную базу «Практика Европейского Суда по правам человека в контексте Конституции РФ и российского законодательства», которая обошлась в 8,3 млн руб. С ней согласился работать Верховный Суд РФ, но ему пришлось самостоятельно ее доработать.

В рамках «Поддержки судебной реформы» были заказаны и проведены консультации на сумму 66,2 млн руб., но их результаты практически не были использованы, поскольку Судебный департамент при Верховном Суде РФ вышел из проекта.

Проблема учета аппаратуры и ПО

Проверка Счетной палаты выявила, что Минэкономразвития России недостаточно контролировало учет имущества, приобретенного за счет средств проекта. Отдельные факты ненадлежащего учета имущества участниками «Поддержки судебной реформы» установлены на сумму 387,3 млн руб. Например, Управление Судебного департамента в Москве не оформило первичные учетные документы на передачу оборудования и ПО, которое было поставлено в 35 районных судов Москвы. Стоимость аппаратуры и ПО составляет 318,1 млн руб. Первичные документы были необходимы для его постановки на забалансовый учет.

Также Минэкономразвития России не обеспечило передачу Конституционному Суду РФ экспертной системы «Аналитика КС РФ». Это ПО обошлось в 6,6 млн руб. В свою очередь, Судебный департамент при Верховном Суде РФ не передал в Суд по интеллектуальным правам оборудование стоимостью 56,4 млн руб. и программное обеспечение на сумму 6,2 млн руб.

Накопление остатков средств на счетах Фонда БЭА

Проверка Счетной палаты выявила, что в 2007-2013 гг. Фонд БЭА и ФРП не перечисляли в госбюджет неиспользованные остатки бюджетных средств, полученных на реализацию проекта. К концу 2007 г. на счетах Фонда БЭА накопились остатки на сумму 62,4 млн руб., что составило 96,2% средств, полученных фондом в 2007 г. из федерального бюджета. К концу 2009 г. сумма неперечисленных остатков выросла до 143 млн руб., что составило 98,3% средств, полученных фондом в 2009 г.

Нарушение установленных сроков

Проверка также выявила совместные нарушения со стороны Минэкономразвития и Минфина. Например, они утвердили Методику оценки эффективности реализации проекта только в 2014 г., то есть 9 лет спустя после старта проекта. Кроме того, поскольку Минэкономразвития не обеспечило выполнение мероприятий проекта, его реализация затянулась на 9 лет вместо запланированных 5 лет. Российская сторона несколько раз откладывала дату закрытия займа МБРР. По сведениям Счетной палаты, в 2016 г. Минэкономразвития направило в Минфин письмо с предложением продлить «Поддержку судебной реформы» до 30 июня 2017 г.

Дальнейшие действия Счетной палаты

Аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова отметила, что результаты реализации проекта не дают оснований говорить о повышения открытости и эффективности работы судебной системы в рамках проекта, каковая цель была заявлена изначально.

Коллегия Счетной палаты направит представление об устранении нарушений в Минэкономразвития России, Судебный департамент при Верховном Суде России, а также информационное письмо в Минфин России. Отчет о результатах проверки будет отправлен в Федеральное Собрание РФ.