«Техносерв» построил «Аэрофлоту» ЦОД

Бизнес Внедрения ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

«Аэрофлот» во второй раз за последние три года нарастил свои серверные мощности за счет модульных решений «Техносерва» и HPE. Новый ЦОД снова был реализован по лизинговой схеме.


Новый ЦОД для «Аэрофлота»

Компания «Техносерв» построила новый центр обработки данных (ЦОД) для «Аэрофлота» на базе оборудования Hewlett Packard Enterprise (HPE). Для проекта было выбрано так называемое модульное решение — на базе быстровозводимых конструкций с предустановленными на производстве инженерными системами.

Дата-центр был построен и запущен в эксплуатацию за шесть месяцев. В машинном зале ЦОДа общей площадью 175 кв. м размещено 78 серверных строек мощностью 10 кВт на каждую, что позволило авиаперевозчику в 2,5 раза увеличить мощность основного ЦОДа компании.

До текущего момента «Аэрофлот» располагал двумя собственными дата-центрами: основным ЦОДом, расположенным в здании офисного комплекса в Мелкисарово, а также резервным модульным ЦОДом на территории летного комплекса «Аэрофлот». Последний был реализован в 2013 г. также совместно с компаниями «Техносерв» и HPE.

По словам заместителя гендиректора по ИТ «Аэрофлота» Кирилла Богданова, решение об увеличении мощности основного ЦОДа путем развертывания еще одного модульного дата-центра компания приняла в 2015 г., посчитав целесообразным привлечь к работе уже хорошо зарекомендовавший себя тандем «Техносерва» и HPE.

У «Аэрофлота» появился новый ЦОД, собранный из готовых блоков «Техносерва» на «железе» HPE

Описывая формат сотрудничества всех сторон, руководитель пресс-службы группы «Техносерв» Екатерина Андреева сообщила CNews, что и в 2013 г., и в 2016 г. проекты были осуществлены по лизинговой схеме. Отметим, что она подразумевает, передачу HPE своего оборудования ЦОДа заказчику в аренду на определенный срок, с регулярными арендными выплатами за его использование со стороны «Аэрофлота», но с возможностью полного выкупа сооружения по окончании срока аренды (за формальную по величине сумму).

«”Техносерв”», в свою очередь, предложил интересное инженерное модульное решение по конструкции, которое устраивало заказчика по техническим характеристиками и по срокам», — говорит Андреева.

В «Техносерве» не ответили CNews на вопрос, подразумевает ли лизинг проведение тендера. Стоимость обоих проектов не разглашается.

Что такое модульный ЦОД

Монтаж дата-центра «Аэрофлота» осуществлялся из стандартных элементов — модулей (12х3х3 м). «Силами “Техносерва” полностью была разработана техническая документация на это изделие, — говорит Андреева. — Мелкосерийное производство осуществляется на собственной технологической площадке».

Один модуль ЦОДа включает в себя набор серверных блоков для установки вычислительного оборудования, а также инженерных блоков для обеспечения его бесперебойной работы. Наращивание мощности дата-центра происходит с помощью установки (добавления) новых модулей.

Монтаж одного из модулей нового ЦОДа

Блоки в новом ЦОДе располагаются вертикально — в два яруса: инженерное оборудование находится на первом, вычислительная инфраструктура на втором. «При стыковке серверных блоков образуется единое технологическое помещение для установки активного оборудования, — отмечают в “Техносерве”. — Подобная реализация позволила обеспечить авиакомпании экономию площадей в условиях городской застройки».

В целом модульная технология дает возможность создавать решения, гибко адаптируемые для нужд заказчика. Возможны различные варианты компоновки ЦОДа (в 1 или в 2 уровня), различный шаг развития (фактически, размер модуля), различный уровень резервирования инженерных систем, а также применение различных технологий и оборудования — прежде всего в системах электроснабжения и холодоснабжения.

«Общими особенностями модульного решения “Техносерва” является минимальный срок реализации (от 24-26 недель), высокое качество монтажа в заводских условиях, возможность масштабирования, отсутствие привязки к зданиям, сокращение затрат на проектирование, общая минимизация первоначальных капитальных затрат, возможность реализовать проект с учетом необходимой заказчику этапности», — заверяет андреева.

При этом, по ее словам, ни заказчик ни абстрактные «студенты» самостоятельно собрать ЦОД из готовых модулей все же не в состоянии. «Работы требуют соответствующей инженерной подготовки, — отмечает Андреева. — Интегратор должен установить блоки на площадку, собрать их, подключить весь объект к электропитанию и линиям связи и запустить в работу».

Некоторые технические подробности

Инженерные системы нового ЦОДа «Аэрофлота» рассчитаны на круглосуточную бесперебойную работу. Так, при выборе системы холодоснабжения особое значение уделялось технической эстетике, компактному размещению оборудования и соблюдению комфортных значений шума. Основное оборудование холодоснабжения установлено в трех блоках первого этажа ЦОДа. Для охлаждения машинных залов и инженерных блоков применена двухконтурная система «чиллер-фанкойл» (chiller-fancoil), имеющая четыре независимых луча.

Схема резервирования системы охлаждения N+1. При отключении одной единицы оборудования возможно объединение лучей в единую систему, что сохраняет избыточность остальных ее компонент. В состав каждого луча входит накопительный бак, содержащий запас хладоносителя, достаточный для автономной работы более 10 минут. Кроме того, в  состав системы входят два дополнительных контура естественного охлаждения. Переход в режим частичного естественного охлаждения производится при достижении температуры +20 градусов Цельсия. При  снижении наружной температуры до +11 градусов  ЦОД полностью переходит на естественное охлаждение. 

Электроснабжение ЦОДа в штатном режиме производится от двух независимых внешних источников и дизель-генераторной установки как резервного источника питания. Безостановочную работу ЦОДа в моменты переключения между источниками гарантирует система бесперебойного электропитания, зарезервированная по схеме 2N. Время автономной работы ИБП от комплекта аккумуляторных батарей — более 10 минут при полной загрузке ЦОДа. Кроме того, каждая стойка и все ключевые единицы инженерного оборудования обеспечены электроснабжением по двум независимым линиям.

Растущий и трансформирующийся бизнес «Аэрофлота»

В «Арофлоте» создание нового ЦОДа напрямую связывают с изменениями, происходящими в компании. По результатам 2015 г. авиаперевозчик установил новый рекорд по пассажиропотоку: перевез свыше 26 млн пассажиров, а вместе с дочерними компаниями — 39,4 млн, показав рост на 13,4 %.

За последние несколько лет группа «Аэрофлот» приобрела несколько региональных авиалиний, а в ближайшем будущем перейдет на новую операционную структуру, в которой вместо нынешних шести авиационных компаний останется лишь четыре.

В начале 2016 года группа приняла решение о выводе на отечественный рынок второй по величине авиакомпании — «Россия», в состав которой под единым брендом войдут три дочерних предприятия: «Россия», «Донавиа», Orenair,  а также часть флота прекратившей операционную деятельность авиакомпании «Трансаэро».


Уважаемый читатель,

В Вашем браузере стоит настройка, которая ограничивает загрузку баннеров. Пожалуйста, отключите её для чтения материалов CNews, или добавьте CNews в исключения.

Подпишитесь на материалы CNews без рекламы, чтобы убрать это сообщение.
Адрес подписки http://www.cnews.ru/payment

Контакты для связи: webmaster@cnews.ru