Крупный банк раздал клиентам миллионы долларов из-за ошибки в ПО

Бизнес ИТ в банках
мобильная версия
, Текст: Валерия Шмырова

Банк Содружества Австралии позволил 11 тыс. клиентов перерасходовать кредитные средства из-за ошибки программы, оценивающей надежность плательщиков. Комиссия по ценным бумагам обвиняет банк в нарушении законов, обязывающих заимодавцев к ответственности.


Банк Содружества Австралии перечислил клиентам AU$2,5 млн из-за системной ошибки

Банк Содружества Австралии нечаянно превысил кредитные лимиты клиентов на 2,5 млн австралийских долларов (примерно $1,87 млн) в результате системной ошибки. Ее допустила автоматическая программа-калькулятор, которая оценивала платежеспособность физических лиц. Программа не учла при расчетах расходы на жизнь и содержание дома, задекларированные получателями кредитов в период с июля 2011 г. по сентябрь 2015 г.

В результате банк допустил перерасход средств на счетах 9 577 клиентов, которым не разрешил бы превысить лимит, если бы программа правильно оценила их декларации. Еще 1 152 клиента также получили ошибочное разрешение на перерасход средств, но им бы это разрешение было выдано даже при правильном расчете. Банк сообщил ресурсу ZDNet, что ошибка затронула счета почти 2% клиентов, которые пользуются персональным кредитом.

Вердикт Комиссии по ценным бумагам

Делом занимается Австралийская комиссия по инвестициям и ценным бумагам (ASIC), которая уже вручила банку четыре протокола о правонарушении на общую сумму 180 тыс. австралийских долларов (примерно $135 тыс.). В данном случае банк непреднамеренно нарушил законы, обязывающие заимодавца к ответственности. ASIC заявляет, что в некоторых случаях банк ошибочно позволил превысить кредитный лимит даже тем лицам, задекларированные расходы которых превышают их задекларированные доходы. По вине банка многие клиенты не смогут или смогут, но с большим трудом, погасить задолженность на своих счетах.

Банк Содружества Австралии раздал AU$2,5 млн кредитов из-за системной ошибки

По словам вице-президента ASIC Питера Келла (Peter Kell), учреждения, имеющие лицензию на выдачу кредитов, должны тщательнее следить за процессом принятия решений о предоставлении средств, особенно если эти решения принимает автоматическая программа. ASIC советует банку постоянно контролировать, была ли вся необходимая информация корректно воспринята системой.

По словам Келла, банк сам сообщил комиссии о правонарушении и согласился сотрудничать с расследованием. Клайв ван Хорен (Clive van Horen), генеральный менеджер банка по розничным продуктам и стратегиям, сообщил, что ликвидация последствий ошибки почти завершена. Он принес извинения от имени руководства банка, но не уточнил, будет ли изменен порядок погашения кредита для пострадавших клиентов.

О Банке Содружества Австралии

Банк Содружества Австралии, основанный в 1911 г., сейчас является крупнейшим австралийским финансовым конгломератом. Он имеет филиалы в Новой Зеландии, на Фиджи, в США, Великобритании, странах Азии и является самой крупной компанией на Австралийской бирже. Стоимость предприятия по состоянию на февраль 2016 г. составляла около AU$120 млрд.

По результатам 2016 финансового года банк объявил о чистой прибыли после уплаты налогов в размере AU$9,2 млрд, продемонстрировав рост в 3% по сравнению с предыдущим годом. При этом операционная прибыль выросла на 5% и достигла 24,6 млрд австралийских долларов ($89,7), а прибыль от основной деятельности уменьшилась на 2% и составила AU$44,4.

Расходы на ИТ и цифровое обслуживание

В 2016 финансовом году банк на 15% увеличил расходы на ИТ, которые достигли таки образом 1,5 млрд австралийских долларов (примерно $1,12 млрд). Из них на обновление ПО было потрачено 379 млн австралийских долларов ($283,5 млн), на поддержку приложений – 511 млн австралийских долларов ($382,17 млн), и на оборудование компьютерных рабочих мест – 143 млн австралийских долларов ($107 млн).

Банк продолжает последовательно внедрять «простое и быстрое цифровое обслуживание» физических лиц. Благодаря опции Instant Banking, новые клиенты могут открыть счет по интернету и сразу же начать использовать его для транзакций. Мобильное приложение Photo-a-bill позволяет быстро провести транзакцию со смартфона. Возможность получить разрешение на кредит теперь тоже доступна онлайн. В результате количество цифровых транзакций выросло с 225 млн штук в 2013 г. до 309 млн в 2016 г. 75% этих транзакций проводится с мобильных устройств.