Россияне вкладываются в ИТ-стартапы вдвое активнее, чем европейцы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет Интернет-ПО
мобильная версия
, Текст: Валерия Шмырова
За два года работы российской инвестиционной платформы StartTrack через нее прошло 507 млн руб. инвестиций, три четверти из них – в ИТ-стартапы. Компания считает, что российские частные инвесторы гораздо активнее европейских, и приводит методику сравнения.

Активность российских инвесторов

Российские частные инвесторы ведут себя активнее, чем европейские, несмотря на спад экономики и непрозрачность рынка. Об этом свидетельствует опыт первых двух лет работы российской краудинвестинговой площадки StartTrack.

Первая сделка на платформе была заключена в августе 2014 г., и после этого там получили инвестиции 28 российских стартапов. Общая сумма вложений составила p507 млн, три четверти из них были получены ИТ-компаниями. Это больше, чем собрала за первые два года работы известная британская краудинвестинговая платформа CrowdCube, оборот которой достиг за этот срок всего лишь p448 млн (5,3 млн фунтов стерлингов).

Инвестиции в российские ИТ-стартапы

С помощью StartTrack ИТ-стартапы получили в общей сложности p378 млн. Из них p147 млн было вложено в проекты, связанные с электронной коммерцией. Hardware-проекты за два года привлекли p97 млн, финансовые технологии — p96 млн, мобильные приложения — p38 млн. К концу 2017 г. руководство компании надеется достичь общего оборота инвестиций в p2 млрд.

Лидерами в привлечении инвестиций за два года стали компании Cappasity, CountBOX, Tickets Cloud и CINEMOOD. Вложения средств происходит в рублях, однако по желанию компаний StartTrack может обозначить сумму в другой валюте.

Российская инвестиционная платформа StartTrack уверяет, что за первые 2 года работы она привлекла вдвое больше денег, чем мировой лидер CrowdCube

Cappasity, собравшая около p37,6 млн ($600 тыс.) и подписавшая партнерство с Intel, является разработчиком платформы по интеграции технологий 3D-моделирования и виртуальной реальности в бизнес.

CountBOX, получившая p39,5 млн (550 тыс. евро), разрабатывает прибор и облачный сервис по сбору, хранению, аналитике и визуализации данных о посещаемости торговых объектов.

p25,6 млн ($400 тыс.) привлек Tickets Cloud — сервис по продаже билетов на различные мероприятия, который является специализированной B2B площадкой и работает по принципу биржи. На Tickets Cloud продажи осуществляются по принципу «свободного билета», позволяя избежать проблем с квотированием зала.

p19,8 млн ($200 тыс.) инвестиций собрал проект CINEMOOD (компания «Мультикубик»), которая разрабатывает диапроекторы нового поколения для детей. Главный продукт компании – это беспроводной портативный проектор («кубик»), то есть комплекс из устройства, мобильного приложения и облачной платформы контента, содержащей мультфильмы, аудиокниги и другие развлечения для детей от 3 лет.

Сравнение с мировым лидером CrowdCube

StartTrack пояснил CNews, как проходило сравнение их успехов с показателями мирового лидера краудинвестинга – британской платформы CrowdCube, созданной в феврале 2011 г. Оборот CrowdCube за первые два года работы составил 5,333 млн фунтов стерлингов. Переведя эту сумму в рубли по нынешнему курсу (p84 за фунт стерлингов), аналитики StartTrack получили p448 млн. Это тот показатель, который StartTrack смогла обойти благодаря активности российских частных инвесторов.

При расчете по среднему курсу (p48,14 за фунт стерлингов), за первые два года работы CrowdCube собрала всего p256,7 млн. Таким образом, на самом деле StartTrack за тот же срок привлекла почти в два раза больше инвестиций, чем британская площадка.

StartTrack: перспективы и принципы работы

StartTrack – это российская инвестиционная площадка, созданная при содействии Фонда развития интернет-инициатив в 2013 г. Платформа предоставляет частным инвесторам возможность вкладываться в стартапы небольшими деньгами в обмен на акции. Модель работы StartTrack отлична от краудфандинговой модели (финансирования без покупки акций) вроде Kickstarter или Indiegogo. StartTrack работает подобно зарубежным платформам CrowdCube, Seedrs и Lending Club.

Со StartTrack сотрудничает более тысячи инвесторов, среди которых есть как физические, так и юридические лица. По словам директора, компания уверена в потенциале отечественных инвесторов и больших перспективах краудинвестинга в России. Причиной успеха площадки Шабалин считает разнообразие инвестиционных инструментов. Основные из них – это прямые инвестиции (краудинвестинг), займы (краудлендинг) и конвертируемые займы.

Компания сообщает, что общий объем вложенных средств распределяется следующим образом: 59,5% – инвестиции по договору займа; 37,8% – прямые инвестиции; 2,7% – инвестиции по системе конвертируемого займа. Самым популярным финансовым инструментом на StartTrack является заем. Минимальный срок займа составляет 1-6 месяцев, минимальная сумма – p100-300 тыс., процентная ставка – от 24% до 30% годовых. Максимальный размер сделки прошедшей по договору займа – p15 млн.

StartTrack развивает краудлендинговый терминал, где размещаются предложения заемщиков, и с помощью которого инвестор может заключить сделку онлайн. В настоящий момент доля сделок StartTrack, заключенных онлайн, составляет 21%.