Впервые раскрыты подробности об инфраструктуре платежной системы «Мир»

Бизнес Интеграция ИТ в банках ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

Накануне массовой эмиссии карт российской платежной системы «Мир» ее оператор обрисовал размеры и состав инфраструктуры проекта, а также поделился статистикой зафиксированных инцидентов.


Инфраструктура НСПК на Huawei

Создаваемая с конца 2014 г. на оборудовании Huawei инфраструктура, обеспечивающая работу российской платежной системы «Мир», разрослась до 400 серверов, шести массивов хранения данных и 500 единиц телеком-оборудования. Связанные с ним технические инциденты немногочисленны и некритичны. Об этом рассказал заместитель генерального директора АО «Национальная система платежных карт» (НСПК), являющегося оператором «Мира», Сергей Бочкарев.

По состоянию на конец мая 2016 г. в проекте используются серверы Huawei Tecal RH1288 V3, Tecal RH2485 V2 и Tecal RH5885 V3, базирующиеся в двух ЦОДах (равноправных; ни один не является резервным по отношению к другому). Порядка 140 серверов непосредственно занимаются обработкой транзакций в онлайн-режиме, 40 задействованы под клиринг (расчеты по итогам дня в рамках всех платежных систем, не только «Мира»), 60 — под тестовые среды, 50 — под безопасность, 50 — под виртуализацию и 30 решают инфраструктурные задачи.

В проекте используется шесть СХД трех типов: Huawei OceanStor 5300 V3, OceanStor 5600 V3 и OceanStor 6800 V3. Парк телеком-техники Huawei включает маршрутизаторы AR 201 и NE40E-X3, а также коммутаторы S5710-28C-EI-AC, CE12804 и CE6850-EI.

Кроме того, сравнительно недавно НСПК закончила тестировать и начала использовать ПО Huawei eSight, предназначенное для управления различными компонентами ИТ-инфраструктуры — от ЦОДов и сетевых операций до контроля доступа, производительности, безопасности и мониторинга окружающей среды.

Сергей Бочкарев: «Сегодня НСПК — это процессинговое решение. Оно создано с нуля. Он сильно отличается от процессинга стандартных банков»

«Это то, что на сегодняшний день работает в инфраструктуре НСПК, — поясняет Бочкарев. — Есть еще определенные работы с Huawei, которые пока не введены в “продакшн”».

По его словам, выбор в пользу Huawei был продиктован тем фактом, что на момент запуска проекта только эта компания обладала оптимальным соотношением трех составляющих, необходимых для любой платформы: телекоммуникационным оборудованием, серверами и СХД. «На тот момент найти аналогичную компанию, которая бы решала такие же задачи и использовала примерно тот же стек оборудования, не представлялось возможным», — утверждает он.

Инциденты

Как отмечает Бочкарев, за первый год работы (была взята статистика с 01 апреля 2015 г. по 31 марта 2016 г.) в системе произошел 61 отказ оборудования. В телеком-решения было 18 инцидентов, семь из них составили аппаратные проблемы 11 — программные. В серверной инфраструктуре произошло 28 инцидентов: 10 аппаратных и 19 программных. В СХД — 12 инцидентов: четыре аппаратных и восемь программных.

По заверению Бочкарева, все это в целом никак не отразилось на доступности и активности системы. «Я сравнивал эти цифры с одним из гигантов, цифры очень хорошие», — подчеркивает он.

Какое задействовано ПО

Напомним, что в проекте используется два вида ПО. Первое стоит в операционном платежном клиринговом центре НСПК и служит для обработки транзакций. Оно было создано технологами НСПК во взаимодействии с разработчиками из международной компании со штаб-квартирой в бельгийском Брюсселе OpenWay.

Вторая часть ПО для «Мира» — это само платежное приложение, размещаемое в чипе на карте. Данный софт позиционируется как разработка исключительно НСПК.

НСПК как крупнейший банковский заказчик Huawei в 2015 году

Примечательно, что проект с НСПК транснациональная компания Huawei считает для себя одним из самых значимых в 2015 г. и самым показательным в банковском секторе. По крайней мере именно так он был представлен в презентации президента подразделения маркетинга и продаж решений Huawei Дэвида Хэ (David He) на ежегодном глобальном саммите компании в китайском Шеньжене в апреле 2016 г.

Дэвид Хэ назвал проект с НСПК наиболее значимым для Huawei в банковском секторе в мире в 2015 году

Его параметры он тогда с определенным авансом описал как поддержку выдачи 100 млн карт, организацию процессинга более 10 млн транзакций в день и отладку аварийного восстановления системы на уровне 10 милисекунд.

Отметим, что другими важнейшими проектами для Huawei в 2015 г. стали «умный город» в Кении, оборудование железной дороги Шохуана, электростанции в Нигерии, университета в Австралии и др.

Цена вопроса

Так как НСПК на 100% принадлежит Центральному банку России, который не обязан размещать свои закупки в прозрачном поле, точные данные о стоимости проекта по обеспечению инфраструктуры для платежной системы «Мир» публичными не являются.

В декабре 2015 г. председатель правления и генеральный директор НСПК Владимир Комлев во время общения с журналистами от прямого ответа на вопрос об объемах финансирования уклонился. По его словам НСПК изначально была лимитирована суммой примерно в p4,5 млрд, «реально получила меньше», а работы удалось осуществить за «еще меньшие» деньги. На этот «остаток» НСПК и намерена тогда была функционально развивать проект в 2016 г.

Вехи развития НСПК

Датой создания НСПК — оператора платежной системы «Мир» — является 23 июля 2014 г. С июля 2014 г. по апрель 2015 г. НСПК проводило работы по созданию и обеспечению функционирования российского операционного платежно-клирингового центра (ОПКЦ) для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем. ОПКЦ включает ИТ-инфраструктуру, бизнес-процессы и их регламенты, правила взаимодействия участников системы. 30 декабря 2014 г. международная платежная система (МПС) Mastercard заключила договор с НСПК о переводе внутрироссийских транзакций Mastercard на процессинг в ОПКЦ НСПК. 18 февраля 2015 г. аналогичное соглашение было заключено с Visa. В феврале 2015 г. была запущена служба техподдержки клиентов НСПК (банков, а также их процессинговых центров). В апреле-мае 2015 г. завершился этапа создания ОПКЦ НСПК, в результате чего внутрироссийские операции по картам Visa и Mastercard были переведены на процессинг НСПК. В июне-июле 2015 г. были подписаны соглашения о кобейджинговых картах «Мир» — Maestro, «Мир» — JCB, «Мир» — American Express. В ноябре 2015 г. — подписан меморандум о взаимопонимании между НСПК и вьетнамской платежной системой BanknetVN. Документ предполагает взаимодействие национальных систем платежных карт России и Вьетнама в области проведения операций в банкоматах и POS-терминалах на территории двух государств.

2016 г. проходит под знаком подключения и раскрытия эквайеринговой сети. С 1 июля 2016 г. по планам проекта должна была начаться массовая эмиссия карт среди населения.