МТС скрыла доходы от мобильного интернета

Бизнес Финансовые результаты Телеком Мобильная связь
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
МТС перестала раскрывать ряд операционных показателей по своим абонентам и выручку от мобильной передачи данных. В компании считают, что с распространением пакетных тарифов эти показатели перестали иметь смысл.

Неполные итоги МТС

МТС опубликовала итоги I квартала 2016 г. Главное отличие нынешнего отчета от предыдущих раскрытий информации о компании состоит в отсутствии ряда операционных показателей. В частности, оператор прекратил раскрывать размер средней выручки с одного абонента (ARPU), среднего голосового трафика (MOU), а также выручки от мобильной передачи данных.

Пакетные тарифы все меняют

Как пояснил вице-президент МТС Василь Лацанич, публикация данных показателей в нынешних условиях не позволяет корректным образом сравнивать операторов друг с другом. Это связано с тем, что основной рост выручки приходится сейчас на услуги передачи данных. Кроме того, все большую популярность набирают пакетные тарифные планы, пользуясь которыми клиент за абонентскую плату получает в едином «пакете» заранее определенный объем голосового и интернет-трафика, который может потратить за месяц.

Прежде МТС высчитывал по специальной формуле выручку пользователей пакетных тарифов от передачи данных. Но у каждого оператора существует своя формула на этот счет, поэтому говорить о корректности сравнения данного показателя не приходится, полагают в МТС.

Долю пакетных тарифов в компании не раскрывают.

Отметим, что год назад публиковать данные по ARPU и MOU перестал «Мегафон». В то же время этот оператор продолжает раскрывать данные по выручке от мобильной передачи данных. Со своей стороны, Vimpelcom (его российская «дочка» «Вымпелком» работает под торговой маркой «Билайн») продолжает публиковать все обозначенные показатели.

Прибыль выросла за счет неденежных доходов

В целом за I квартал 2016 г. выручка МТС выросла на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составила i108,1 млрд. Показатель OIBDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходов на амортизацию) за год не изменился и остался на уровне i41,3 млрд.

Маржа по показателю OIBDA упала на 2,9 процентных пункта до 38,2%. Чистая прибыль за год увеличилась на 33% до i14,5 млрд. Во многом такой рост связан с получением неденежных доходов от курсовых разниц в размере i2,3 млрд.

Показатели «большой тройки» операторов в I квартале 2016 г.

МТС Vimpelcom «Мегафон»
Общее
Выручка (млрд руб.) 108.1 $2,2 млрд (163,8 млрд руб) 75.15
Выручка от мобильной связи (без учета продаж оборудования, млрд руб.) 71.1 н/д 64.6
Выручка от мобильной передачи данных, млрд руб. н/д $286 млн (21,3 млрд руб) 20.6
OIBDA /EBITDA, млрд руб. 41.3 $758 млн (56,5 млрд руб) 30.25
Рентабельность по EBITDA/OIBDA, % 41.3 $37,5 млн (2,7 млрд) 40.2
Чистая прибыль, млрд руб. 14.5 189 млн н/д
Число сотовых абонентов, млн 108.3 215 74.5
Россия
Выручка, млрд руб. 96.3 66.3 73.97
OIBDA/EBITDA, млрд руб. 38.6 24.16 н/д
Рентабельность по EBITDA/OIBDA, % 40.1 32 н/д
Выручка от мобильной связи (без учета продаж оборудования, млрд руб.) 71.1 52.62 63.4
Выручка от мобильной передачи данных, млрд руб. н/д 12.2 20.3
Выручка от продаж оборудования, млрд руб. 10.7 2.75 4.58
Число сотовых абонентов, млн 77.3 57.7 74.5
ARPU, руб. 305* 291 н/д
MOU, мин. 373* 314.8 н/д
Отток за три месяца, % н/д 16 н/д
MBOU, ГБ н/д 1.9 3.9
Выручка от фиксированного бизнеса, млрд руб. 15.4 10.92 6
Число ШПД-абонентов, млн 2.68 2.2 н/д

Источник: CNews Analytics

Выручка оператора в России в I квартале за год выросла на 6,5% до i90,4 млрд. В том числе выручка от мобильной связи показала незначительный рост на 1%, увеличившись до i71,1 млрд. Выручка от услуг фиксированной связи осталась на уровне i15,4 млрд, выручка от услуг системной интеграции составила i2,5 млрд.

Показатель OIBDA в России упал за год на 6,2% до i38,6 млрд. В компании это связывают с расширением розничной сети, «агрессивной стратегией» по снижению цен на смартфоны, давлением инфляции и волатильностью курса рубля. Маржа по показателю OIBDA снизилась на 1,1 процентных пункта до 40,1%.

Общее число сотовых абонентов МТС за год выросло на 3,8% до 108 млн. В том числе в России число абонентов 3,7% до 77,3 млн. МТС также раскрыл общий объем голосового трафика за квартал – 86,4 млрд минут, и это позволяет вычислить показатель MOU, который составил 305 минут на абонента. Аналогичным образом можно вычислить и показатель ARPU, который составляет i325.

«МТС не первый раз меняет свои стандарты финансовой отчетности. На моей памяти это происходит практически каждый год, - отмечает аналитик J’Son&Partners Кирилл Кучеров. – Точка зрения о том, что показатель выручки от мобильной передачи данных малозначителен, имеет право на жизнь: абонент оплачивает пакет из голоса и данных, а делить доход от этого абонента между данными направлениями можно произвольным образом».