Впервые в истории рынок смартфонов прекратил расти

Бизнес Финансовые результаты Техника
мобильная версия
, Текст: Павел Лебедев
Продажи смартфонов перешли от роста к стагнации. Спрос на премиальные модели сокращается, на смену им приходят бюджетные модели от китайских вендоров.

Конец прекрасной эпохи

Продажи смартфонов, которые непрерывно росли с момента появления этого класса устройств, впервые не смогли продемонстрировать положительную динамику. По данным IDC, за первый квартал 2016 г. было продано 334,9 млн смартфонов, что почти точно соответствует показателям 2015 г. за аналогичный период. Тогда было реализовано 334,3 аппаратов, таким образом, рост составил менеe 0,2%, что говорит о переходе рынка в фазу стагнации.

Одновременно были опубликованы данные компании Strategy Analytics, которые показали еще более печальную картину: согласно этой статистике, продажи снизились на 3% с 345 до 334,6 млн устройств. Среди причин сокращения спроса аналитики называют насыщение развитых рынков, снижение спроса в Китае и общий неблагоприятный прогноз для глобальной экономики.

Apple теряет рынок

Любопытные изменения произошли в структуре поставщиков. Среди пятерки крупнейших производителей от кризиса на рынке смартфонов пострадали Samsung (поставки смартфонов в штучном выражении упали на 0,6%) и Apple (сокращение на 16,3%). Корейский производитель просел незначительно благодаря продажам моделей Galaxy S7 и S7 edge в марте. Кроме того, на развивающихся рынках успехом пользовались бюджетные устройства серии J.

Крупнейшие поставщики смартфонов по итогам I квартала 2016 г.

Вендор Поставки в млн штук в I квартале 2016 г. Рыночная доля в I квартале 2016 г. Поставки в млн штук в I квартале 2015 г. Рыночная доля в I квартале 2015 г. Изменение в поставках
Samsung 81,9 24,5% 82,4 24,6% -0,6%
Apple 51,2 15,3% 61,2 18,3% -16,3%
Huawei 27,5 8,2% 17,4 5,2% 58,4%
OPPO 18,5 5,5% 7,3 2,2% 153,2%
vivo 14,3 4,3% 6,4 1,9% 123,8%
другие 141,5 42,3% 159,8 47,8% -11,4%
Всего 334,9 100% 334,4 100% 0,2%

IDC

Дела у «яблочной корпорации» обстоят значительно хуже. Новых функций на iPhone 6S недостаточно, чтобы убедить владельцев iPhone 6 и 6 Plus в необходимости покупки новых устройств. Кроме того, компания анонсировала более доступную модель iPhone SE, которая призвана укрепить позиции Apple в развивающихся странах, однако при цене в $399 у нее все равно будет много конкурентов, отмечается в сообщении IDC.

Китайские производители

Производители устройств нижнего ценового сегмента, наоборот, почувствовали себя весьма уверенно. Обращает на себя внимание, что в топ-5 появились два новых представителя из Китая – OPPO и vivo, которые сфокусированы на родном для себя рынке и специализируются на производстве устройств дешевле $250. Оба бренда принадлежат одному производителю – компании BKK Electronics.

В целом, все три китайские компании, представленные в топ-5, имеют хорошие перспективы для развития бизнеса: «Huawei, OPPO и vivo, которые преимущественно работают в ценовой категории ниже $250, имеют хорошие шансы продемонстрировать уверенные результаты в 2016 г.», – отметила старший менеджер по исследованиям IDC Мелисса Чау (Melissa Chau).

Продажи смартфонов в России тоже падают

По оценкам J’son & Partners Consulting, суммарные продажи смартфонов в России в 2015 г. составили 25,3 млн устройств. При этом впервые с 2009 г. рынок продемонстрировал отрицательную динамику: по сравнению с итогами 2014 г. продажи смартфонов сократились на 3 % в натуральном выражении.