В России в 2015 г. Eset рос быстрее, чем «Касперский»

Софт Финансовые результаты
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

Разработчик антивирусов Eset заявил о росте своего бизнеса как в России, так и в мире. В нашей стране речь идет об увеличении рублевой выручки до уровня примерно в 3,885 млрд руб.


Итоги года

Антивирусная компания Eset сообщила CNews о наращивании по итогам 2015 г. своей выручки и в России, и на глобальном рынке.

Конкретных официальных данных по бизнесу разработчика в мире за 2015 г. пока не существует. Что же касается России, то рублевая выручка компании за отчетный период в нашей стране увеличилась на 11%.

Ранее в компании сообщали CNews, что ее продажи в России в 2014 г. составили p3,5 млрд, увеличившись на 3% по сравнению с 2013 г. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в 2015 г. выручка Eset вышла на уровень порядка p3,885 млрд.

Отметим, что средневзвешенный курс с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 г. составил p60,96 за $1, в то время как в 2014 г. он был на уровне p38,42. Таким образом, в валюте, исходя из средневзвешенного курса, российская выручка Eset просела более чем на 30% — примерно с $91,1 млн до $63,7 млн.

Отметим, что по итогам 2015 г. валютная выручка «Лаборатории Касперского» составила $619 млн, что на 9% ниже аналогичного показателя 2014 г. При этом, как сообщили CNews в компании, ее российская выручка в рублях выросла лишь на 8%. 

Доля продаж решений Eset для мобильных устройств в выручке выросла в 2015 г. с 5% до 15%. В начале 2016 г. продукты Eset появились в 6 тыс. точек продаж сотового ритейла. «В 2016 году общий бизнес с операторами связи принесет Eset от 8 до 10% выручки, — уверены в компании. — Как показывают цифры, мобильные пользователи и сотовый ритейл стали точками роста для поставщиков ПО».

Денис Матеев: «Наш рост выручки по итогам 2015 года — 11% в рублях»

«Падение продаж в традиционной офлайновой рознице компания компенсирует несколькими мерами, в том числе выводом на рынок новых решений для мобильных устройств и созданием общего бизнеса с операторами связи», — отмечают в Eset.

Последнее из упомянутых направлений включает в себя выпуск спецверсий антивируса для мобильных абонентов, антивирус по подписке, бандлы с тарифами, предустановки на устройства, различные комаркетинговые проекты, а также продвижение решений для B2B-клиентов операторов связи.

Среди крупнейших российских корпоративных пользователей в 2015 г. в компании называют «Каспиймунайгаз», «2ГИС», «СТС Медиа», «Буквоед», РАНХиГС, Rambler&Co и «Атомэнергосбыт». Кроме того значимым клиентом российского офиса Eset указан Национальный банк республики Беларусь.  

За счет чего был достигнут рост в России

Глава Eset в России и СНГ Денис Матеев, комментируя CNews позитивную динамику роста бизнеса компании в России, отмечает два принципиальных момента. В качестве одной из главных точек роста он отмечает корпоративный сегмент. «Несмотря на то, что экономика переживала сложный период, нам удалось удержать высокий уровень продлений и хорошо прирасти в новых продажах, прежде всего, крупным корпоративным клиентам, — говорит он. — Вторая точка роста — розничные продажи через интернет-магазин. Наконец, доля продаж мобильных решений (включая продажи через операторов сотовой связи) достигла 15% в общей выручке».

Комментируя показатели бизнеса в нашей стране по сравнению с глобальной динамикой выручки и с выручкой компании на других локальных рынках, Матеев отмечает, что рынки Eset и сама компания различаются от страны к стране. «Такова стратегия Eset — локальные офисы исторически самостоятельны и независимы, — отмечает топ-менеджер. — На разных рынках более или менее успешно реализуют разные стратегии, где-то преобладает розничный сегмент, где-то корпоратив.

Переходя к сравнению российской динамики Eset с глобальной, Матеев отмечает, что на местный рынок очень серьезно повлияли колебания курсов валют. «На мировом рынке Eset неплохо растет и увеличивает долю. По итогам 2014 года компания вошла в топ-5 игроков с долей 5,1% по оценке Gartner».

Общие оценки рынка и доли в нем Eset

В начале 2015 г. Денис Матеев при общении со СМИ заявлял, что в 2014 г. продажи антивирусного софта различных производителей в России составили p12 млрд, что примерно равнялось объему рынка в 2013 г. (p11,9 млрд). По высказанному в тот момент мнению Матеева, сектор могла бы поддержать вирусная эпидемия среди Android-пользователей (согласно упоминавшемуся отчету Cisco по информационной безопасности, в 2013 г. 99% всех атак на мобильные устройства были нацелены на операционную систему Android), но этого не произошло.

Оценивая рынок, Матеев ссылался на собственные исследования компании и опросы партнеров Eset. По его мнению, «Лаборатория Касперского» в тот момент занимала более половины российского рынка платных антивирусов. При этом долю Eset он оценивал в 25-30% рынка, а на Symantec, Dr. Web, TrendMicro и McAfee отводил около 20%.

Следует также упомянуть, что официальная выручка большей части российских юрлиц компании Eset (ЗАО «Исет», ООО «ИСЕТ Софтвеа» и ООО «Исет девелопмент») публичным достоянием не является, по крайней мере ЕГРЮЛ о ней ничего не известно. Открытая информация существует лишь в отношении ООО «ИСС дистрибьюшн»: в 2014 г. ее выручка составила p801,8 млн.

Поясняя разницу между заявленной выручкой Eset и официальной выручкой ее российских юрлиц, представители компании заявили, что «ООО «Исет Софтвеа» создано относительно недавно, активные хозяйственные операции начались с января 2016 года. ООО «Исс дистрибьюшн» до недавнего времени – основное юрлицо, хотя на него приходится лишь небольшая часть бизнеса российского представительства ESET. Общий объем продаж решений ESET NOD32 в СНГ складывается из показателей множества компаний и их подразделений: российское представительство ESET и его официальный интернет-магазин, дистрибьюторы, реселлеры, системные  интеграторы, розничные и интернет-магазины, операторы связи и т.д.».

Сравнение Eset и «Касперского»

Руководитель управления корпоративных продаж «Лаборатории Касперского» в России Евгения Наумова напоминает, что «Лаборатория Касперского» – международная компания, продающая свои продукты и сервисы почти в 200 странах и территориях мира, и ее продажи диверсифицированы: «В 2015 г. мы наблюдали уверенный рост в большинстве регионов: годовой прирост глобальной выручки компании в национальных валютах составил 13% и в корпоративном сегменте в частности 15%». 

«На российском рынке доля «Лаборатории Касперского» составляет около 50%, при этом большая часть крупных корпоративных и государственных заказчиков (сегмент, который является для нас одним из ключевых) – наши многолетние клиенты, и с каждым годом их количество растет», - говорит Наумова: «По итогам 2015 г. «Лаборатория Касперского» продемонстрировала 8% рост выручки в России в рублях, что является значительным показателем для компании с нашей рыночной долей и объемами выручки».