Беспилотники в 30 раз сократили сроки геодезических работ на российских стройках

Интернет Техника
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Благодаря сотрудничеству TraceAir и Autodesk строительные компании в России получили возможность использования на своих площадках беспилотников. Они позволяют в разы сокращать сроки геодезических работ, эффективнее контролировать строительные процессы и соответствие плану. 


Решение от TraceAir и Autodesk

Российская компания TraceAir объявила о сотрудничестве с Autodesk, благодаря чему строители, использующие популярные системы автоматизированного проектирования (САПР), смогут сократить время разработки проектов, повысить эффективность контроля над ходом строительных работ и сократить финансовые затраты. 

Что такое TraceAir?

TraceAir предлагает строительным компаниям приобретение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и оказывает услуги по их обслуживанию. Строительные компании запускают беспилотники над своими площадками. В полете они снимают местность. Полученные фотографии преобразуются в облака точек и ортофотопланы, которые затем загружаются в запущенный в августе 2015 г. облачный сервис TraceAir. После того как данные с беспилотников были загружены в сервис, они экспортируются в САПР. 

«Говоря простым языком, мы (TraceAir) быстро и качественно создаем цифровой слепок, копию реальности для дальнейшего ее использования в продуктах Autodesk», — пояснил CNews директор TraceAir по работе с ключевыми клиентами Александр Рыжов.

Поддерживаемое ПО

Облако точек, полученное с помощью TraceAir, позволяет выстраивать поверхности в AutoCAD Civil 3D. Вновь построенная модель может быть использована как источник получения количественных характеристик, таких как отметки высот и объемы грунта. Ее также можно использовать для наглядного отображения ситуации на местности на этапе подготовки генплана.


Беспилотники приняты на вооружение стройплощадками в России

TraceAir позволяет экспортировать обзорную 3D-модель местности в InfraWorks 360 для визуализации существующих объектов инфраструктуры, растительности и особенности рельефа.

Для устранения несоответствий расположения объектов и контроля динамики работ облака точек, полученные с помощью TraceAir, экспортируются в Navisworks, а для сравнения плана с ситуацией на текущий момент — в Autodesk Revit. Последнее решение позволяет определить и в дальнейшем устранить несоответствия инфраструктуры на реальном и запроектированном объекте.

Наконец, для классификации облака точек, полученных TraceAir, используется Autodesk ReCap. Функционал программы позволяет отмечать крупные элементы конструкций, установленных на текущий момент.

Примеры внедрений

Результаты сотрудничества TraceAir с Autodesk уже используются на строительных площадках Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Калининграда, Тюмени, Липецка, Анапы и Новокузнецка. На сайте TraceAir фигурируют следующие клиенты: Radius Group, «НИПИгаз», «Национальная нерудная компания», «Мортон» и группа компаний «ПИК». 

TraceAir позволяет сократить сроки геодезических работ с месяца до одного дня, контролировать объемы земляных работ, получать более точные данные для отрисовки маркшейдерских планов, контролировать соответствие факта плану и технологии строительства, рассказал Рыжов.

«Так один из наших клиентов промышленного строительства запроектировал свой объект, но не мог вписать его в существующий ландшафт. После сканирования дроном, у клиента появилась цифровая модель поверхности, он вписал в нее запроектированную модель, увидел, что необходимо пересмотреть план земельных работ, ибо часть ландшафта проступает сквозь проект, а с другой стороны провисает над землей», — привел пример он.

Перспективы

«Сервис TraceAir – первый в России многофункциональный GIS-сервис для решения задач мониторинга, управления и контроля работ на строительных площадках, объектах горной добычи, а также при планировании и развитии городов, — отметили в компании. — В мире подобных решений на сегодня существует ограниченное количество». 

«Технология мониторинга строительства дронами, беспилотниками является новым технологическим витком в строительной отрасли и, конечно, внедрение продукта не произойдет в один день, но данную технологию сейчас, например, Япония рассматривает уже как новый отраслевой стандарт строительства», —  отметил представитель TraceAir. 

Правовое регулирование

На вопрос CNews, как законодательно оформляется использование беспилотников на стройплощадках, представитель Autodesk Наталья Райкова заявила, что в России «беспилотный бизнес находится в состоянии правового нигилизма».

«До 31 марта 2016 г. TraceAir выполнял все полеты в соответствие со всеми требованиями законодательства РФ. С 1 апреля 2016 г. вступили в силу новые поправки в Воздушный кодекс, которые обязывают регистрировать БПЛА, но не определяют ни органы, ни порядок их регистрации. Фактически сейчас беспилотный бизнес находится в состоянии правового нигилизма и проигрывает в этом зарубежным рынкам», — заявила она. 

Напомним, что изменения в Воздушный кодекс были внесены 30 декабря 2015 г. Президентом России Владимиром Путиным. Согласно новым правилам, вступившим в силу с 1 апреля, все беспилотники весом свыше 250 г должны быть зарегистрированы. При этом вне зависимости от веса владелец летательного аппарата должен получить удостоверение внешнего пилота и страховку от ущерба третьим лицам с суммой покрытия, вдвое превышающей стоимость БПЛА. 

Как отмечают представители сферы, закон настолько не проработан, что его фактически невозможно исполнить. Владельцы не знают, куда обращаться. Министерство транспорта, к которому ведут все дороги, не знает, как выполнять регистрацию. Прокуратура не понимает, как ловить нарушителей. А Росавиация продолжает настаивать на том, что использовать беспилотники нельзя, даже игрушечные.