Депутаты и силовики задумали пустить беспилотные автомобили на российские дороги общего пользования

Бизнес Законодательство Техника
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Депутаты Госдумы, разработчики, представители научных и общественных организаций подготовили проект решений о внесении изменений в нормативно-правовые акты РФ, благодаря которым на дороги общего пользования смогут выйти автомобили с автономным управлением. 


Обсуждение

В России началась подготовка законодательных и нормативных актов, регулирующих использование беспилотных транспортных систем (БПТС) на дорогах общего пользования. 

Организатором мероприятия стала Комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем, в состав которой вошли депутаты ГД РФ (в их числе Дмитрий Новиков, председатель комиссии и заместитель председателя комитета ГД по науке и наукоемким технологиям, и Алексей Чепа, заместитель председателя комитета ГД по науке и наукоемким технологиям), представители силовых ведомств, субъектов РФ, госкорпораций, институтов развития, РАН, экспертного сообщества и компании-разработчики ИКТ. 

Проект решений

Комиссия подготовили проект решений о внесении изменений в ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения, в Кодексы об административных правонарушениях, уголовной и гражданской ответственности, которые позволят выпустить беспилотные автомобили на дороги и регулировать их эксплуатацию.

Определение и основное правило

Участники обсуждения согласились, что пускать БПТС на дороги общего пользования следует только в том случае, если в его кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим. 

Беспилотными транспортными средствами же принято называть «механические транспортные средства, оборудованные системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя».


Беспилотный автомобиль Google

Дано определение и «управлению БПТС» — это «процесс автоматического управления БПТС осуществляемый системой искусственного интеллекта БПТС без помощи водителя». 

«Сейчас беспилотники находятся на таком уровне, что контроль за их движением необходим. Только при этом водитель или сопровождающий, может заниматься во время движения другими делами. Кроме того, один водитель может управлять колонной беспилотных транспортных средств. О такой возможности тоже шла речь сегодня на заседании. Со временем, интеллект беспилотника будет совершенствоваться и он, уже в самом ближайшем будущем, сможет стать полностью автономным, когда присутствие водителя, действительно станет необязательным. Тогда и законодательство придет в соответствие с тем положением дел, которое будет в тот момент», — пояснил CNews Андрей Черногоров, ответственный секретарь Комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем.

Виновник вероятного ДТП

Проект решений также содержит ответ на главный вопрос, который до сегодняшнего дня заводил в тупик законодателей целого ряда стран – кто должен отвечать за аварию, случившуюся с участием «беспилотника»: владелец машины, разработавшая систему искусственного интеллекта компания или автопроизводитель, изготовивший и продавший автомобиль?

«Мы однозначно определили, что ответственность за ДТП полностью лежит на водителе беспилотника. Соответствующие изменения должны быть внесены в соответствующие статьи ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», ФЗ 63 УК РФ, ФЗ 14 ГК РФ, правила дорожного движения, а также и Кодекса об административных нарушениях», — заявил Черногоров.

Обязательные условия

Участники обсуждения согласились со следующими условиями выпуска БПТС на дороги общего пользования, помимо наличия водителя. Во-первых, транспортное средство должно быть оборудовано бортовым самописцем («черным ящиком») для фиксации параметров движения, а также хранения видео- и аудиозаписей движения. Во-вторых, БПТС должно быть оборудовано опознавательными знаками, что это именно «беспилотник». В-третьих, предложено запретить эксплуатацию БПТС с неработающими, неисправными или загрязненными видеокамерами или иными датчиками, участвующими в его управлении.

Юридическое оформление

Ряд решений касается юридического оформления беспилотного транспортного средства. В частности, оно может быть частью договора купли-продажи и доверенности на управление. Отдельные решения касаются ответственности за неправомерное завладение   транспортным средством без цели хищения, а также с целью хищения.

Сроки внесения изменений

Законопроект о внесении изменений будет разработан Комиссией Госдумы по развитию стратегических информационных систем с привлечением широкой общественности, а также других комитетов ГД РФ.

Участники обсуждения предполагают, что все предложенные поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной Думой до конца 2016 г. Однако что статус законопроекта обретут принятые на обсуждении положения в нынешнем виде, гарантий нет, так как это будет зависеть от результатов голосования депутатов.