Новые карьерные возможности в ИТ: Спрос на «информационных директоров» вырос за год в 2,5 раза

data
мобильная версия
, Текст: Наталья Анищук / Фото: photogenica.ru

Управление распределенной структурой данных в крупных организациях становится новым трендом мирового рынка. Подтверждает это тот факт, что в 2015 г. в крупных корпорациях количество топ-менеджеров на должности информационного директора компании (CDO) увеличилось с 400 до 1000 человек, отмечают аналитики Gartner.


С недавних пор в иерархии руководства крупных мировых корпораций появилась новая должность – так называемого «информационного директора компании» (chief data officer, CDO). Только за прошедший 2015 г. число топ-менеджеров крупных компаний на этой должности увеличилось с 400 до 1000.

По мнению Марио Фариа (Mario Faria), вице-президента Gartner, каждый информационный директор должен иметь четкое представление о распределенной структуре данных внутри организации. Разработка и создание структуры обмена данными необходимы для дальнейшего развития компании. Многие CDO, говорит аналитик, являются новичками в этой роли и зачастую не имеют достаточного опыта для управления большими коллективами или для разработки и изменения организационных структур.

Изменение облика всей ИТ-индустрии требует от топ-менеджеров ИТ-компаний большей вовлеченности во внутреннюю работу и понимания многих бизнес-процессов предприятия, поясняет Ирина Яхина, руководитель подразделения технологических решений Hitachi Data Systems в России и странах СНГ. «Знаний обычного программиста или системного администратора уже недостаточно для того, чтобы контролировать стремительно растущий спектр задач информационной инфраструктуры или вести мониторинг большого объема данных. И поэтому появление новой должности, так называемого «информационного директора компании», вполне объяснимо и закономерно, – говорит эксперт. – Однако, на мой взгляд, эффективность работы такого топ-менеджера будет зависеть и от того, насколько в компании развиты внутренние коммуникации. Например, выделяются ли средства на обучение своих специалистов, есть ли у сотрудников свобода во взаимодействии с другими подразделениями и нужна ли помощь в приобщении сотрудников, далеких от ИТ, к работе с технологиями».

Как считает Марио Фариа, в настоящее время не существует единого корректного алгоритма для формирования службы CDO. Ее структура и влияние во многом зависят от того, как она используется для развития предприятия. Исследователи аналитической компании Gartner, систематизировав информацию по отрасли, пришли к выводу, что каким бы ни было позиционирование департамента информационного директора в структуре руководства, принципы организации структуры службы CDO в любом случае подразделяются на четыре основные составные части.

Структура службы CDO: четыре составляющих

Источник: Gartner, 2016

Организация информационного департамента компании по принципу «машинного отделения» (CDO Organization as an Engine Room): служба CDO обеспечивает в компании оперативный оборот данных, сосредоточившись на внутренних потребителях. Список задач включает мониторинг любых действий с данными, а также полный контроль за использованием информационных активов, управление и аналитику информационных потоков компании.

Вездесущий информационный департамент (Everyone's CDO Organization): главная роль информационного отдела также сводится к работе с запросами персонала компании, и в то же время определенный акцент переносится на информационные активы, энергично используемые бизнес-лидерами и отдельными специалистами вне традиционных бизнес-рамок. Миссией информационного офиса также является трансформация и внедрение новых цифровых бизнес-моделей во всей компании.

Информационный департамент в качестве бизнес-провайдера (CDO Organization as a Business Service Provider): информационная служба предприятия обеспечивает оперативный оборот данных как для внутренних пользователей, так и для внешних потребителей. Деятельность информационного департамента распространена на все распределенные информационные активы компании, при этом сам информационный отдел тесно интегрирован в компанию в качестве одного из бизнесов.

Информационный департамент в качестве отдельного бизнеса (CDO Organization Is the Business): информация представляет собой один из продуктов, предлагаемых компанией, или не отделима от линейки продуктов компании. Информационная служба при такой организации представляет все услуги по обслуживания внешних и внутренних информационных потоков, которые обеспечивают трансформацию и дифференциацию бизнеса компании.

Действительно ли необходимо создавать отдельное бизнес-направление по управлению информацией – прежде всего зависит от целей и структуры компании, отмечает Илья Омехин, ИТ-директор компании «Крок». «Есть технология «корпоративные социальные сети», в рамках которой можно органично учитывать интересы всех бизнес-подразделений, при этом очень эффективно управляя знаниями внутри организациии выстраивая оптимальные коммуникации, – рассказывает эксперт. – Например, в нашей компании внедрена корпоративная социальная сеть «Крок Live» на платформе Jive, которая включает в себя и базу навыков, и систему проектного опыта, и систему групповой работы над маркетинговыми документами, и еще несколько сервисов – все в одном месте. Пользователей около 2,5 тыс. человек, включая внешних участников. Все требования по информационной безопасности соблюдены. Так как у компании проектный бизнес, системой пользуются не столько HR и маркетинг, сколько технические департаменты. Для них это в первую очередь площадка для организации коммуникаций команд по решению проектных, исследовательских и пресейловых вопросов».

Появление позиции chief data officer сегодня – это необходимость, уверен Денис Реймер, вице-президент группы компаний «Ланит» по цифровой трансформации, председатель совета директоров CleverData: «Каждый бизнес принимает решения на основании информации, которую он получает от своих клиентов, о том, как клиенты используют его продукцию. В сегодняшнем мире за счет распространения интернета вещей и применения искусственного интеллекта каждый производитель в реальном времени получает информацию о клиентском опыте, связанным с его продукцией. С каждым днем все больше и больше информации вокруг нас переводится в цифровую форму. Я полностью поддерживаю идею, что в течение следующих пяти лет каждый бизнес станет цифровым либо перестанет существовать. Поэтому те, кто сегодня не выстраивают свой бизнес вокруг данных, те, кто еще не начали внедрять у себя процессы по управлению информацией, кто еще только задумывается, искать ли ему CDO, уже среди отстающих. Задача CDO – помочь организации собирать данные и извлекать из них ценность. Без этой роли в цифровом мире, в котором мы уже живем, организациям делать нечего».