Власти России пришли в беспокойство из-за цен на iPhone

Техника Законодательство Бизнес
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Федеральная антимонопольная служба заподозрила признаки ценового сговора при продажах смартфона iPhone 6s. Ведомство заподозрило, что цены на устройство не менялись с момента старта продаж.

ФАС недовольна ценами на iPhone

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила сговор среди крупнейших розничных сетей при установлении ими цен на смартфоны Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus. Об этом агентству «Интерфакс» рассказал замначальника управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Филимонов.

В ведомство поступило обращение частного лица, после чего был проведен анализ цен на смартфоны, и выяснилось, что у 16 крупнейших розничных сетей стоимость аппаратов iPhone 6s и iPhone 6s Plus не менялась с момента старта продаж, либо менялась не более чем на 9 руб (кроме того изменения могли происходить во время различных маркетинговых акций).

В частности, стоимость iPhone 6S с объемом памяти 16 Гб составляет 57 тыс. руб., iPhone 6S Plus с объемом памяти 128 ГБ – 84 тыс. руб. Те же цены были указаны в пресс-релизе Apple от 28 сентября 2015 г. ФАС заподозрила, что розничные сети устанавливают цены на эти смартфоны несамостоятельно.

Под подозрением «Билайн», «Евросеть», «Связной» и «Мегафон»

ФАС направила запросы в «Евросеть», «Связной», «Эльдорадо», «Техносила», re:Store, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), «Мегафон», «Мобиленд» и Ozon.ru Также ведомство решило проверить деятельность официального магазина Apple в России.

Антимонопольное ведомство просит розничные сети раскрыть механизм ценообразования на iPhone 6s и 6s Plus, в том числе закупочные цены, влияние стоимости транспортировки продукции в регионы на формирование цена, дополнительные условия, включая объем реализации и т.д.

Неизменность розничных цен на iPhone 6s вызвала волнение у российского антимонопольного ведомства

Если факт сговора будет установлен, его участникам грозит оборотный штраф в размере от 1% до 15% от объемов продаж iPhone 6s и 6s Plus в 2015 г., говорит Филимонов. Кроме того, после старта продаж следующей версии продукта – iPhone 7 – ФАС займется отслеживанием ценообразования и на данную модель.

Ритейлеры отвергают подозрения в сговоре

В «Евросети» сообщили, что периодически получают запрос от ФАС и считают это нормальным процессом. В ценообразование до наценки входит закупочная цена производителя, транспортные и иные расходы, объяснили в компании, а конечная цена у каждого отдельного продавца устанавливается, исходя из оценки разбора цен на рынке, возможностей покупательского спроса и экономической целесообразности.

«Свободная конкуренция потому так и называется, что каждый игрок вправе самостоятельно решать, по какой цене продавать товары или услуги, - добавила представитель «Евросети» Ульяна Смольская. - Кроме того, цена на рынке на одну и ту же позицию может меняться несколько раз в день в зависимости от конкурентной среды. Если цены выглядят сопоставимыми в разных компаниях, это является лишь показателем оптимального рыночного баланса спроса и предложения, при котором покупателю уже интересна цена на товар, а продавцу еще выгодно его продавать».

Аналогичной позиции придерживаются и в «Связном»: «У каждого ритейлера есть расчетная маржинальность по разным группам товаров и разным брендам, - говорит представитель "Связного" Мария Заикина. - От получения маржи зависит, как ритейлер сможет поддерживать свою операционную деятельность – обеспечивать доставку товара, работу продавцов, поддерживать работу розничных магазинов и т.д. Учитывая свои расходы и закупочную цену,  ритейлер определяет, в каком интервале конечная цена на товар может быть установлена. В то же время, определяя розничную цену  окончательно, он учитывает массу факторов и прежде всего рыночную ситуацию в каждом городе и регионе присутствия».

Не первое расследование ФАС в отношении iPhone

В 2012 г ФАС уже уличила «Вымпелком» и МТС в сговоре при установлении цен на iPhone и оштрафовала их на 18 млн руб. и 16 млн руб. соответственно. С тех пор ситуация поменялась: если тогда дистрибуцией iPhone занимались два названных сотовых оператора, то теперь прямые контракты на ввоз iiPhone в Россию появились у «Вымпелкома», «Мегафона», ряда розничных сетей («Связной», «Техносила» и re:Store) и различных дистрибуторов («Дихаус», «Мерлион» и др).

Подписаться на новости
Другие материалы рубрики
Рамблер.Новости