Браузер Opera продался китайцам

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Норвежская компания Opera Software будет продана китайскому консорциуму, состоящему из двух инвестфондов, разработчика антивирусов и онлайн-игр. Сумма сделки составит $1,2 млрд. 


Продажа компании

Компания Opera Software, разработчик браузера Opera, согласилась о продаже своего бизнеса китайскому консорциуму по цене $8,1 за акцию, что на 46% превышает стоимость ее ценных бумаг на момент последнего закрытия биржи. Сумма сделки составит $1,2 млрд, сообщает Bloomberg со ссылкой на официальный источник.

В консорциум входят китайский разработчик онлайн-игр Beijing Kunlun Tech, китайский разработчик антивирусов Qihoo 360 Technology и два китайских инвестиционных фонда — Golden Brick Capital Management и Yonglian Investment. 

Новые перспективы

Сделка позволит браузеру Opera получить доступ к пользовательской базе Kunlun и Qihoo в Китае, а также дополнительное финансирование, пояснил представитель Opera Software.

«Если вы изучите участников консорциума, то увидите идею экосистемы. Экосистема — это главное, потому что мы вынуждены конкурировать с крупными корпорациями, такими как Facebook, Google и Apple. Конкурировать с экосистемой в одиночку сложно. И теперь мы станем частью экосистемы, которая хорошо нам подходит», — заявил на пресс-конференции в Осло председатель совета директоров Opera Software Сверре Мунк (Sverre Munck).


Председатель совета директоров Opera Software Сверре Мунк (слева) и текущий гендиректор компании Ларс Бойлсен (справа) 

Рыночная доля

Доля Opera никогда не была высокой. Согласно Net Applications, на рынке десктопных браузеров ей принадлежит около 1,6%. В мобильном сегменте дело обстоит лучше — доля составляет 7,3%. На мобильных устройствах Opera занимает четвертое место по популярности после Chrome, Safari и системного браузера Android, с долей 7,3%. 

Оценка перспектив

В августе 2015 г. агентство Reuters сообщило, что Opera Software рассматривает вариант продажи своего бизнеса. Такое решение было принято по просьбе заинтересованных сторон ради получения выгоды акционерами компании.

Сообщению о продаже предшествовала публикация предварительного финансового отчета Opera Software за II квартал 2015 г., результаты которого оказались ниже ожиданий, а также сокращения прогнозируемых финансовых показателей на весь 2015 г.

Более раннее слухи

Информация о возможной продаже Opera Software появлялась еще в 2012 г. Тогда сведения были опубликованы изданиями Pocket-Lint и The Next Web. Вероятными покупателями в то время были названы Facebook и российский «Яндекс». 

Перемены в компании

В 2011 г. в Opera Software произошли важные перемены в руководящем составе, после чего компания выбрала другое направление своего дальнейшего развития. Браузер «переехал» с собственного движка Presto на Webkit, многие интегрированные функции, благодаря которым пользователи любили именно браузер Opera, его покинули (например, встроенный почтовый клиент). Вместо развития юзабилити компания сфокусировалась на маркетинговом продвижении и извлечении прибыли. 

Все это случилось после того, как Opera Software покинул один ее основателей и исполнительный директор Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner).

Позже Течнер собрал новую команду и отдельно от Opera выпустил новый браузер Vivaldi, который планирует сделать максимально похожим на прежнюю Opera - такую, какой она была, пока он оставался в компании. В настоящее время продукт находится на этапе бета-тестирования.